Диагностики письма.
Методика количественного и качественного анализа результатов
Оценка результатов диагностики.
Организация и проведение диагностики письма.
Логопед готовит и передает учителю пакет диагностических материалов:
· тесты;
· раздаточные материалы – карточки с тестами 3-6 для индивидуальной работы;
· интструкцию.
Учитель готовит на доске задания для предварительного разбора, раздает листы бумаги, проводит диагностику в соответствие с инструкцией. После завершения диагностики отдает все материалы логопеду, который производит анализ результатов диагностики по предлагаемой методике.
Результаты выполнения тестов оцениваются по системе штрафных баллов в соответствие с методикой. Оценивается только один показатель:
· Тест 1 - правильное написание заглавных букв;
· Тест 2 - правильное написание слов;
· Тест 3 - исправление пяти ошибок;
· Тест 4 – правильное соединение слогов в слова;
· Тест 5 - правильное отграничение слов;
· Тест 6 – правильное отграничение предложений друг от друга, написание большой буквы и точки;
· Тест 7 – правильное списывание;
· Тест 8 – правильное аккуратное написание букв.
Полученные за каждый тест баллы суммируются и определяется общий балл, который характеризует уровень овладения письменной речью.
Критерии:
0 – 3,5 б. - письмо в норме;
4 - 7,5 б. - проявления дисграфии, т.е. ошибки, не носящие стойкий специфический характер, но показывающие, что навык письма недостаточно сформирован.
8 б. и более - дисграфия, то есть наличие специфических ошибок, различной эти-ологии.
Все количественные показатели заносятся в рейтинговую таблицу каждого первого класса.
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ ПИСЬМА УЧЕНИКОВ 1 … КЛАССА
(200…-200… учебный год)
(учитель …………)
Фамилия, имя | Общ.балл | Символ. | Зв-б. анализ | Орфог. зоркость | Границы слов | Границы предлож. | Списыв. | Мото- рика | Заключение |
1. Вика Л. | Письмо в норме. | ||||||||
2. Игорь Ш. | Письмо в норме. | ||||||||
3. Олеся В. | Письмо в норме. | ||||||||
4. Рита Г. | Письмо в норме. | ||||||||
5. Кристина Р. | Проявления дисграфии | ||||||||
6. Гуля Ф. | Проявления дисграфии | ||||||||
7. Витя П. | Дисграфия … |
Необходимо произвести количественный и качественный анализ результатов диагностики письма. Поэтому, подсчитывается количество детей, имеющих письмо в норме, имеющих проявления дисграфии и дисграфию, в процентах. Эти данные записываются под таблицей рядом с критериями оценки.
Критерии оценки: 0-3,5 балла – письменная речь в норме - …%
4-7,5 баллов - проявления дисграфии - …%
8 и более - дисграфия - …%
Для выявления динамики развития речевых способностей, указывается количество (в процентах) учащихся, предрасположенных к дисграфии на начало учебного года (по результатам входной диагностики).
На начало 1 класса предрасположенность к дисграфии имели - … % учащихся.
Качественный анализ заключается в том, чтобы определить характер нарушений письма и причину возникновения этих нарушений. Для этого необходимо обратиться к классификации дисграфий и их проявлений и соотнести с результатами письменной диагностики.
| Трудности письма букв и их отдельных элементов, близких или зеркальных по написанию. Нарушение зрительной схемы слов – неспособность объединить буквы в слог, а слог в слово. |
| Нарушения в дифференциации оппозиционных фонем (пропуски, искажения, замены букв). Трудности членения слова на буквы, сложности определения места звука в слове. Пропуск, замена, искажения фрагментов слов, нарушения словообразования и словоизменения – неправильное написание окончаний слов, персеверации. Слитное написание предлогов со словами, пропуск, перестановка слов во фразе, неточности списывания. Трудности осмысления написанного и неспособность обобщить содержание написанного. Нарушение программирования фразы. |
| Неспособность запомнить, логически употребить и проконтролировать на письме правила орфографии. |
Так, ошибки при выполнении теста 1 и аналогичные проявления несформированности каллиграфического навыка указывают на оптическую литеральную дисграфию, причиной которой является несформированность межанализаторных связей: зрительных и кинестетических.
Пропуск, замена букв, при выполнении тестов 2-3, невозможность правильно исправить ошибки в тесте 3, указывает на фонематическую литеральную дисграфию, причиной которой является нарушение функций фонематического восприятия и графического воспроизведения звука-буквы.
Ошибки в письме слов и предложений (тесты 2, 6) с соблюдением орфографических правил указывают на проявление орфографической дисграфии, причиной, которой является неспособность запомнить, логически употребить и проконтролировать на письме правила орфографии.
Ошибки при определении границ слов, предложений в тестах 4-6 свидетельствуют о наличии вербальной фонематической дисграфии, причиной которой является несформированность функциональной базы, пространственных представлений, недостаточность познавательных способностей.
Ошибки при списывании (по всем разделам диагностики) указывают на дефицит внимания, низкий самоконтроль, несформированность навыка списывания.
Результаты качественного анализа записываются в графу «Заключение»:
- письмо в норме;
- проявления дисграфии;
- дисграфия (оптическая литеральная, фонематическая литеральная, орфографическая дисграфия, вербальная фонематическая дисграфия, дефицит внимания)