Диагностика письма.
Тема: Проведение, оценка и обобщение результатов диагностики письма.
Цели:
- познакомить логопедов с методикой проведения и оценки результатов диагностики письма в 1 классе;
- познакомить логопедов с методикой количественного и качественного анализа результатов диагностики письма;
- научить составлять аналитическую справку, используя обобщенные результаты диагностики.
План консультации:
- Знакомство с методикой проведения диагностики письма:
- Направленность тестов;
- Инструкции;
- Оценка результатов.
- Актуализация знаний о классификации дисграфий (МКБ-10).
- Знакомство с методикой количественного и качественного анализа результатов диагностики письма.
- Составление аналитической справки.
Трудности овладения письмом обнаруживаются в первом классе и в значительном числе случаев сохраняются и позднее, отчетливо проявляясь при повышении требований к письменной речи. Письменная речь – это сложная функциональная систтема, в состав которой входит много компонентов, опирающихся на работу различных участков мозга. Каждый их этих компонентов играет свою особую роль, и недоразвитие любого из них ведет к специфическим затруднениям формирования всей функции в целом. (Т.В. Ахутина Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика)
Диагностика письма разрабатывалась, исходя из представлений о психологических механизмах письма. Тесты отбирались по принципу взаимосвязи друг с другом и направленности на системный анализ психических процессов, участвующих в процессе письма.
Цель диагностики письма: оценить степень усвоения навыков письма, обусловленных развитием:
- способности к символизации;
- фонемного анализа и синтеза;
- метаязыкового анализа и синтеза, то есть вычленения или объединения единиц речи.
Диагностика состоит из 8 тестов, проводится учителем по предложенной методике и обрабатывается логопедом.
Тест 1 направлен на выявление степени усвоения навыка письма заглавных букв, как наиболее трудных для запоминания (реже встречаются, более сложная конфигурация, чем у строчных букв). Этот тест показывает развитие способности к символизации, то есть буквенного обозначения фонем. Дети, у которых фонематические представления формируются с трудом, очень медленно усваивают графическое начертание букв.
Тест 2 направлен на выявление способности моделирования звуковой структуры слова и перекодирование ее в графемную с помощью букв, то есть звуко-буквенный анализ слов. Моделирование звуковой структуры слов усложняется необходимостью писать слова в соответствие с орфографическим правилами, изученными в 1 классе (ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, употребление Ь, как показателя мягкости согласного, использование запятых и т.д.). Как фонематический анализ, так и буквенная запись слов являются сукцессивными процессами, которые представляют собой легкоуязвимую предпосылку интеллекта и страдает даже при легких резидуально-органических поражениях ЦНС. Если способность к удержанию в кратковременной памяти временной последовательности звуков или символов у ребенка нарушена, это неизбежно сказывается на овладении письмом.
Тест 3 направлен на исследование фонематического восприятия, то есть способности на слух дифференцировать смыслоразличительные признаки близких фонем. Для выполнения этого задания необходимо прочитать предложение так, как оно написано, и найти несоответствие между написанным и правильным вариантом слова (оно существует у ребенка в памяти в виде слуховой модели). Тест выявляет способность сравнивать, выбирать правильный вариант, выделять ошибочную фонему и исправлять неправильную букву.
Тесты 4-5 направлены на выявление несформированности глобальных (метаязыковых) процессов, то есть операций, связанных с осознанием лингвистических единиц членения речи (в данном случае, слов). В тесте 4 ребенок должен соединить слоги в слова, а в тесте 5 отделить слова друг от друга. Если ребенок не справляется с заданием, то важно знать, что в основе нарушений такого типа, лежит несформированность навыка анализа и синтеза слов и предложений. Данный навык является одной из форм интеллектуальной деятельности (вербальный интеллект). Освоение его зависит как от уровня языковой зрелости, так и от уровня интеллектуальных способностей и предпосылок интеллекта, таких как произвольная концентрация, переключение внимания и динамический праксис (по Корневу А.Н.)
Тест 6 продолжает исследовать вербальные способности ребенка, но только в области отграничения предложений друг от друга. Необходимо не только отграничить предложения друг от друга, но и использовать изученные правила написания заглавной буквы в начале предложения и точки в конце его. Это наиболее трудное для выполнения задание, особенно для детей, имеющих недостаточность развития познавательной сферы.
Тест 7 направлен на исследование произвольного внимания при списывании. Этот процесс требует сосредоточения внимания при выполнении задания, постоянного переключения внимания с образца на то, что пишет ребенок и обратно, самоконтроля при письме букв и проверке написанного. При списывании необходимо следить не только за правильной последовательностью букв, слогов, слов, но и за соблюдением правил пунктуации и орфографии.
Тест 8 показывает степень сформированности каллиграфического навыка, то есть умения быстро и правильно перекодировать печатный шрифт (или фонему) в письменный, и аккуратно, с соблюдением всех условий, написать буквы под диктовку или во время списывания.