Качественный анализ результатов логопедического обследования

Сводная таблица речевой готовности дошкольников на 200…- 200… уч. год.

Фамилия , имя Модаль-ность Возр к школе Балл Предрасполож. к дисграфии Предрасполож. к дислексии Логоп. диагноз Рекомендация    
  Фонем. литерал. Фонем вербал. Оптич литерал. Моторн. Фонем. вербал.
1. ……. Сл-зр 7,0 3,5 - - - - -   РО
2……… Слух. 7,5 - - - - -   РО
17……. Сл. 6,11 9,5 - + - - - Ротац РО
57……. Зр.-дв. 7,6 17,5 - + + - - ЛГНР Тр
78……. Дв. 7,9 23,5 + + - + + ФФНР дизарт Тр (Лог.гр.)

 

Эта же таблица служит основой для определения количественных данных, предоставляемых Комитету образования в виде «Сводной таблицы готовности дошкольников к обучению - по результатам психологического и логопедического обследования». (Приложение 1) Эта таблица представляет собой данные по каждому первому классу школы, с указанием количества учащихся и программы, по которой проходит обучение в данном классе. Здесь же отражается мотивация учеников (учебная, предучебная, игровая), уровни психологической и речевой готовности в натуральном виде и в процентах, и состояние эмоционально-волевой сферы на момент обследования (тревожность, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, медлительность).

Эти данные помогут спрогнозировать предположительный конечный результат обучения к концу первого класса, и будут являться базовыми для выявления динамики психофизиологического развития учащихся 1 класса.

 

(аналитическая справка)

Все полученные результаты должны быть подвергнуты количественному и качественному анализу и обобщены в аналитическом заключении (справке).

Количественный анализ - это метод исследования, использующий количественные (статистические) данные, полученные в результате обследования (диагностики).

Качественный анализ – метод исследования, не использующий количественных показателей, но делающий выводы лишь на базе логических рассуждений над полученными фактами (Словарь психолога-практика. Минск-Москва. Харвест АСТ. 2001.)

 

Аналитическая справка пишется в официально-деловом стиле и должна отражать следующие параметры (Приложение к Положению о психологической службе в общеобразовательном учреждении № 636):

  1. Причину исследования (запрос от родителей, классных руководителей, учителей, детей, администрации и др.) Наше логопедическое исследование проводится по запросу администрации школы, поэтому в ней должны быть представлены данные, интересующие именно администрацию школы.
  2. Цель исследования формулируется в зависимости от запроса. Например: запрос администрации звучит так: «Выясните готовность дошкольников к обучению в школе и порекомендуйте, кого, в какой класс определить?»

 

Сформулируйте самостоятельно цель обследования.

 

Целью логопедического обследования является:

· определение уровня речевой и функциональной готовности к обучению письму и чтению;

· выявление предрасположенности к дисграфии и дислексии;

· рекомендация администрации школы по выбору образовательного маршрута для каждого первоклассника.

 

  1. Обоснование выбора методики диагностического исследования. Так как данная методика составлена из тестов разных авторов, то указывается составитель. Инструментарий:Логопедическое обследование (составитель – Оксимец О.А., по заказу Комитета образования г. Нефтеюганска) включает в себя следующие шкалы: (Запишите самостоятельно)
  • Фонематический анализ;
  • Звукопроизношение;
  • Аналитико-синтетическая деятельность;
  • Изобразительно-графические способности;
  • Развитие функционального базиса;
  • Словарный запас;
  • Связная речь;
  • Чтение.

 

  1. Диагност (исполнитель) (Ф.И.О., должность).
  2. Сроки проведения исследования.
  3. Количество респондентов.
  4. Критерии оценки речевой готовности (запишите самостоятельно)
    1. 0 - 10,5 б. - выше среднего;
    2. 11 – 20,5 б. - средний;
    3. 21 – 30,5 б. - ниже среднего;
    4. 31 б. и выше - низкий.

8. Терминология:(запишите самостоятельно)

ФНРфонетическое недоразвитие речи;

ФФНР –фонетико-фонематическое недоразвитие речи;

ФМНР – фонематическое недоразвитие речи;

ЛГНР - лексико-грамматическое недоразвитие речи;

ОНР – общее недоразвитие речи;

Дисграфия (нарушения письма): оптическая литеральная, фонематическая литеральная и вербальная;

Дислексия (нарушения чтения): моторная, фонематическая.

9. Результаты исследования:

· количественные данные представлены в таблицах – общей и на каждый класс;

· обобщенная интерпретация данных (качественные анализ) – аналитическое описание полученных результатов и выводы по результатам;

· рекомендации по результатам исследования.

 

Подробнее остановимся на количественном, качественном анализе, выводах и рекомендациях.

 

Когда мы подсчитываем в процентах количество детей разных уровней готовности к обучению, количество детей с одинаковым речевым дефектом, количество детей предрасположенных к дисграфии и дислексии, количество детей с нормой и т.д., то мы производим количественный анализ.

Качественный анализ осуществляется тогда, когда мы ищем причины, делаем выводы для себя и даем рекомендации тому, чей запрос мы выполняем, например:

  • много детей с предрасположенностью к вербальной фонематической дисграфии.;

Знаем, что в основе такой формы дисграфии лежит недоразвитие лексико-грамматической структуры речи. Почему в школу пришло много детей с таким дефектом? Это либо недоработка какого-то определенного детского сада, либо педзапущенность детей, не посещавших детский сад, либо это дети-билингвисты.

Определив причину, можно наметить пути коррекции:

- Провести консультацию по развитию связной речи с родителям детей, не посещавших детский сад;

- Сформировать группу детей для профилактики вербальной фонематической дисграфии;

и отразить это в рекомендациях:

- Провести встречу с руководством детского сада и обсудить ситуацию;

- Организовать специальные занятия для изучения русской лексики с детьми-билингвистами.

 

  • много детей с низкой речевой готовностью к обучению;

Знаем, что если дети получают более 31 балла, то дефект не только речевой. Причина в функциональной неготовности к обучению письму и чтению. Почему? Может быть, просто биологическая незрелость детей, а может быть психофизический инфантилизм детей или другая причина. Но дети уже приняты в школу. Значит, для себя делаем вывод:

- Сформировать группу детей для развития функционального базиса и профилактики дисграфии и дислексии;

пишем рекомендацию администрации:

- организовать повторное обследование в декабре, обсудить результаты на ПМПк;

 

  • много детей с предрасположенностью к моторной дислексии;

Проработайте самостоятельно этот вариант – запишите выводы и рекомендации.

 

Причина – несформированность оптико-артикуляторной связи : графема-фонема.

Вывод для логопеда:

- организовать индивидуальную работу по профилактике моторной дислексии;

- провести консультации с родителями и учителями по выработке единых подходов и требований в обучении чтению детей с данным видом дефекта;

Рекомендации для администрации:

- разрешить проводить индивидуальную работу с ….учениками по профилактике моторной дислексии во время урока чтения (10-15 минут, 2 раза в неделю).

 

Качественный анализ логопедического обследования можно отобразить и в виде таблице:

 

Факты Причины Выводы логопеда Рекомендации для администрации

 

Таким образом, аналитическая справка является основой для планирования дальнейшей коррекционно-развивающей, методической работы с детьми, учителями, родителями, администрацией.

Аналитическая справка вместе с таблицами сдается администрации школы. Один экземпляр остается у логопеда.