Критерии и методика оценки результатов обследования.
Классификация речевых нарушений.
В настоящее время отсутствует единая международная терминология и четко выработанные подходы к изучению дисграфии и дислексии, а также отсутствуют критерии оценки результативности исследований, несмотря на то, что спектр решаемых задач является одинаковым для специалистов всех стран. До сих пор еще не найдена и удовлетворяющая всех формулировка определений самих нарушений.
(Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции. Учебное пособие. Под общей ред. О.Б. Иншаковой. М.-В. 2001. 239 с.)
Можно проследить историю терминов «дисграфия» и «дислексия», по тому, как в них отражаются проявления и причины нарушений письма и чтения.
В 1969 году О.В. Правдина пишет, что «дисграфия и дислексия – это недостатки письменной речи и чтения. Частица «дис» указывает на качественные нарушения процесса».
Т.Б. Филичева в 1989 году указывает, что «дисграфия – это специфическое нарушение письма, а дислексия, - специфическое нарушение чтения».
А.Н. Корнев в своей монографии в 1997 году формулирует так: «Дисграфия – стойкая неспособность овладеть навыками письма, руководствуясь фонетическим принципом письма, несмотря на достаточный уровень интеллектуального и речевого развития и отсутствие грубых нарушений зрения или слуха». Соответственно, «дислексия – стойкая избирательная неспособность овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами, что сопровождается недостаточным пониманием прочитанного». (А.Н. Корнев. Нарушение чтения и письма у детеей. СПб. Дом «МиМ», 1997, 284 с.)
В этом же 1997 году Словарь логопеда под редакцией Селиверстова определяет дисграфию и дислексию, как частичное нарушение процесса письма и чтения, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки.
Наиболее приемлемое для школьных логопедов определение дисграфии и дислексии дает международная классификация болезней (МКБ-10), потому что наряду с симптомами нарушений письма и чтения называется причина их появления. Каждое слово в этих определениях можно наполнять содержанием, расширяющим и уточняющим сами понятия: дисграфия и дислексия.
F81.1 Дисграфия – специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленные несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма.
У детей с дисграфией часто наблюдается гипер- или гипоактивность в поведенческих реакциях, быстрая утомляемость, истощаемость и недостаточная переключаемость внимания, снижение настроения во время урока. Таблица 2.
Классификация и параметры для определения различных видов дисграфии:
1. Оптическая дисграфия:
· Литеральная; Тесты 4, 5 (субтесты 10-11)
· Вербальная. Тесты: 4,5 (субтесты 12-13)
2. Фонематическая дисграфия:
· Литеральная; Тесты: 1,2,3 (субтесты: 4,5,8), 5 (субтесты: 12,13)
· Вербальная. Тесты: 1, 3 (субтесты 6,7), 5, (12,13), 7.
3. Орфографическая дисграфия. Тесты: 1 (субтест 3), 3 (субтест 8), 5,7.
F81.0 Дислексия– специфическое расстройство чтения, проявляющееся в многочисленных ошибках стойкого характера, обусловленные, как несформированностью ВПФ, так и врожденной слабостью соответствующих зон мозга.
У детей с дисграфией часто наблюдается гипер- или гипоактивность в поведенческих реакциях, быстрая утомляемость, истощаемость и недостаточная переключаемость внимания, замкнутость и депрессивность во время урока. Таблица 3.
Классификация и параметры для определения различных видов дислексии:
1. Оптическая дислексия. Тесты: 3 (субтест 8), 4, 5 (субтесты 10,12)
2. Моторная дислексия. Тесты 2, 3 (субтест 5), 5 (субтесты 11,13).
3. Фонематическая дислексия:
· Литеральная; Тесты: 1, 2, 3 (субтест 4)
· Вербальная. Тесты: 1 (субтест 3), 5, 6, 7.
Методика предполагает балльно-уровневую систему оценки выполнения заданий, что делает ее использование удобным в процессе логопедического и психологического обследований, а также при оценке динамики изменений в психофизиологическом состоянии детей.
Для оценивания результатов выбрана система штрафных баллов:
- за неверный ответ – 1 балл;
- за верный ответ - 0 баллов;
- незначительная направляющая помощь – 0,5 баллов.
Сумма баллов по шкале результатов переводится в уровни успешности выполнения заданий.
Для дошкольников:
- 0 - 10 б. - выше среднего; выделяется группа детей, набравших 0-5 б., с высоким речевым потенциалом
- 10,5 – 20 б. - средний;
- 20,5 – 30 б. - ниже среднего;
- 30,5 б. и выше - низкий.
Уровни успешности выполнения заданий могут быть соотнесены с логопедическим заключением:
Уровень | Заключение логопеда |
Выше среднего | Речь хорошо развита. Возможно ФНР. |
Средний | Речь в пределах возрастной нормы. Возможны ФНР, ФМН, ЛГНР в легкой степени выраженности. |
Ниже среднего и низкий | Речь недостаточно развита. Присутствуют ФФНР, ФМЛГ, ФНЛГ, НВОНР, ОНР-3 уровня. |
Предрасположенность к дисграфии определяется у детей набравших свыше 5 баллов за выполнение 1-9 субтестов.
Предрасположенность к дислексии определяется у детей, набравших свыше 5 баллов за выполнение 10-17 субтестов.
Методика оценки результатов логопедического обследования.
Тесты 1, 3, 5, 6 - оцениваются по одинаковой методике: верный ответ – 0 баллов, незначительная направляющая помощь – 0,5 баллов, неверный ответ – 1 балл.
Тест 2 «Звукопроизношение» - нарушение звукопроизношения одного звука – 1 балл, не автоматизированный звук – 0,5 баллов.
Тест 3 (субтест 5) – слоговой анализ:
- негрубое нарушение слоговой структуры – 1 балл;
- грубое нарушение слоговой структуры – 2 балла;
- отказ от повторения слова – 2 балла.
Тест 4 «Изобразительно-графические способности» - оценивается следующим образом:
- незначительное искажение фигуры (дрожание линий, смещение фигуры в сторону) -0,5 баллов;
- грязь, исправления, небрежность, неполное совпадение образца с изображенной фигурой – 1 балл;
- грубое искажение, нет некоторых линий – 2 балла.
Тест 7 «Рассказ по серии картинок»:
Картинки должны лежать в последовательности: 1,2,3. Если ребенок положил их по- другому, то – 1 балл, помощь взрослого – 0,5 баллов.
Рассказ по картинкам может быть составлен слева направо, и справа налево – учитывается только логика изложения и правильность выявления причинно-следственных связей.
- Составлено свыше 4 предложений – 0 баллов;
- Составлено 4 предложения – 0,5 баллов;
- Составлено 3 предложения – 1 балл;
- Рассказ придуман самостоятельно – 0 баллов, с помощью – 0,5 баллов.
- В рассказе есть аграмматизмы – 1 балл.
- Вывод сделан правильно – 0 баллов, неправильно – 1 балл, отказ от высказывания – 2 балла.