Логопедический тезаурус.

Терминология и критерии оценки результатов логопедического обследования.

Цели:

  1. познакомить логопедов с методикой оценки результатов логопедического обследования по единой терминологической и критериальной системе;
  2. научить составлять логопедическое заключение, используя синдромный анализ результатов обследования.

 

План консультации:

  1. Логопедический тезаурус:
    • терминология для логопедического заключения о состоянии устной речи детей;
    • терминология для логопедического заключения о состоянии письменной речи и чтения.
  2. Классификация речевых нарушений. Методика оценки результатов логопедического обследования:

· синдромный подход при выявлении предрасположенности к дисграфии;

· синдромный подход при выявлении предрасположенности к дислексии

  1. Критерии и методика оценки результатов обследования.
  2. Логопедическое заключение и рекомендации родителям:

· фронтальная практическая работа по составлению заключения;

· работа в группах по составлению заключений для разных речевых нарушений.

 

 

В аналитических справках школьных логопедов о состоянии речевого развития будущих первоклассников наблюдается большое разнообразие обозначений для одного и того же речевого расстройства. Так нарушение звукопроизношения, обусловленное функциональным недоразвитием, обозначается как: ФД, ФН, ФНР, Ф из Д, дислалия или просто нарушение звукопроизношения. Сильно размыты границы таких состояний как ФФНР, НВОНР, ОНР-3 уровня. Так ребенок, набравший 11 баллов, и ребенок, набравший 32 балла, объединены общим диагнозом – ОНР. В другом случае у детей, начиная с 21,5 балла и до 49 баллов, попеременно ставится НВОНР и ФФНР. Встречается и такое определение: общее недоразвитие речи, обусловленное фонетико-фонематическим и лексико-грамматическим недоразвитием с преобладанием неполноценности смысловой стороны речи.

Для некоторых речевых нарушений вообще нет общепринятого обозначения, поэтому логопеды стараются найти ему замену, следуя такой логике: если есть фонетико-фонематическое недоразвитие речи, то после коррекции фонетических проблем, остаются фонематические. Поэтому такое состояние можно обозначить ФНР. Однако, такая абревиатура существует для обозначения фонетического недоразвития. Происходит подмена понятий.

В настоящее время в литературе встречаются разные типы классификации речевых нарушений: психолого-педагогическая, клинико-педагогическая, нейропсихологическая, лингвистическая. Часто смешивается терминология разных классификаций. Например: для характеристики устных речевых нарушений используются термины: дислалия, ротацизм и т.д из клинико-педагогической классификации, термины ФФНР, ОНР из психолого-педагогической классификации, замена Л на В – из лингивстической классификации. (Шипилова Е.В. Особенности подготовки педагогов-психологов к работе с детьми с речевыми нарушениями.//Школьный логопед № 2(5), 2005г.

 

Поэтому, во-первых встает вопрос о терминологическом единстве, во-вторых о критериях применения этих терминов.

Для того, чтобы свести воедино и обобщить виды нарушений устной речи, воспользуемся идеей М.М. Семаго, предложившего свою классификацию психологических нарушений. Применив ее для логопедических целей, получим следующую таблицу (Таблица 1) (М.М. Семаго, Н.Я. Семаго. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования. М.: Айрис Пресс, 2004, 286с.)

Нарушение устной речи может явиться следствией либо недостаточного развития психических функций либо поврежденного развития структур головного мозга и арикуляционного аппарата. Нас интересует та часть таблицы, на которой видна структура речевых нарушений, вызванных недостаточным развитием психических функций, участвующих в становлении устной речи. Недостаточное развитие может быть тотальным и парциальным.

Рассмотрим нарушения устной речи, вызванные тотальным недоразвитием:

ОНР-3 ур. – это общее недоразвитие речи, поэтому при составлении заключения учитываются ошибки при выполнении 1,2,3,6,7 тестов.

НВОНР – нерезко выраженное общее недоразвитие речи - это переходное состояние между тотальным и парциальным недоразвитием устной речи, поэтому, после полной или частичной коррекции фонетического нарушения, остаются проблемы по всем остальным параметрам, но в более легкой степени, чем при ОНР-3 уровня. Поэтому учитываются ошибки при выполнении 1,3,6,7 тестов.

Парциальное недоразвитие устной речи бывает однородным и сочетанным:

ФНР – фонетическое недоразвитие речи (косметический дефект) определяется по наблюдениям за произношением слов и фраз по всем тестам, результат записывается в тесте № 2.

ФМН – фонематическое недоразвитие речи определяется по ошибкам в тестах № 1 и № 3 (субтесты 4-5).

ЛГНР – лексико-грамматическое недоразвитие речи определяется по тестам 3 (субтесты 6-7), 6,7.

ФФНР – фонетико-фонематическое недоразвитие речи – тесты № 1,2, 3 (субтесты 4-5).

ФМЛГ – фонематическое и лексико-грамматическое недоразвитие речи - тесты 1,3, 6, 7. Это состояние более легкое, чем при НВОНР.

ФНЛГ – фонетическое и лексико-грамматическое недоразвитие речи – тесты 2, 3(субтесты 6-7), 6,7.

 

Такое подробное описание речевых нарушений позволяет более точно определить путь коррекционного воздействия и предположить, как данное нарушение отразиться на обучении письму и чтению.