Проведение обследования.
Логопедическое и психологическое обследование начинается с выяснения анкетных данных ребенка. Этот тест не оценивается в баллах, но дает представление об осведомленности ребенка о своем положении в социуме, а также (косвенно) о возможностях долговременной памяти и о том, как родители, достаточно или недостаточно, занимаются социализацией своего ребенка.
Сведения о состоянии здоровья ребенка и протекании беременности и родов (гипоксический, токсический, инфекционный или механический характер вредностей) родители сообщают специалисту в частной беседе после прохождения обследования. Также следует поинтересоваться, есть ли в семье родственники с проблемами речи и трудностями в письме и чтении. Не вызывает сомнения тот факт, что у детей с нарушениями освоения письма и чтения наследственная предрасположенность играет важную роль (до 45% случаев) (по Корневу).
Логопедическое обследование состоит из 7 тестов, которые оценивают состояние фонематического восприятия и звукопроизношения, звукового-анализа и синтеза, состояние изобразительно-графических способностей, развитие функционального базиса, использование словарного запаса и возможности связной речи. А так как тесты полифункциональны, они несут еще дополнительную нагрузку.
Тест 1 «Фонематический анализ» выявляет способность на слух дифференцировать смыслоразличительные признаки близких фонем.
Субтест 1 (Корнев А.Н.) направлен на изучение фонематических представлений и элементарных форм фонематического анализа. Одновременно проверяется правильность звукопроизношения и способность узнавания и называния предметов, т.е соотнесение слова с картинкой.
Если наблюдаются ошибки при определении какой-либо пары оппозиционных согласных, необходимо дополнительно дать следующее задание:
· повторить ряды слогов типа: па-па-ба, ба-ба-па и тому подобные.
Невозможность повторения свидетельствует о нарушении или недоразвитии фонематического слуха.
Субтест 2 (Корнев А.Н.) направлен не только на подтверждение способности дифференциации фонем, но и на оценку скорости мыслительных операций, объем активного словаря. Работа ребенка только с направляющей помощью говорит о том, что имеются трудности активизации словаря и его ограниченность - «слово на кончике языка».
Субтест 3 это модифицированная методика А.П. Нечаева «Повторение фраз». Она направлена на выявление объема слухоречевой памяти, а также на способность правильно услышать и повторить слова во фразе, не заменяя и не переставляя их. Ребенок 6-7 лет способен удержать в памяти и воспроизвести предложения от 12 до 18 слогов. В то же время Корнев А.Н утверждает, что это заниженные данные.
Тест 2 «Звукопроизношение» - отмечается нарушение звукопроизношения (дислалия или дизартрия, и название конкретного нарушения). Если нужна углубленная диагностика, то даются дополнительные задания на артикуляторный праксис.
Тест 3«Аналитико-синтетическая деятельность» выявляет способность ребенка провести звуко-буквенный анализ на базе знаний, полученных в детском саду, так как эта способность формируется в процессе обучения, в отличие от фонематического восприятия, которое развивается спонтанно.
Субтест 4 направлен на выделение звука на фоне слова. Ошибка в выделение гласного, первого и последнего звука, свидетельствует или о необученности ребенка, если он не посещал детский сад, или о недоразвитии фонематического слуха. Необходимо предложить аналогичные задания: МАК, СУП, ДЫМ, СТОЛ. Также определяется степень сформированности позиционного анализа.
Субтест 5 направлен на выявление способности ритмически правильно повторять слова со сложной слоговой структурой. Если ребенок пропускает слоги или переставляет их, то можно сделать вывод о том, что нарушена способность слогового анализа и синтеза, в основе которого лежат сукцессивные способности. Если ребенок заменяет звуки, то нарушено фонематическое восприятие и воспроизведение.
Субтесты 6 и 7 это часть методики Бурлаковой М.К. и соавторов. Она выявляет состояние метаязыковых функций, в частности грамматической стороны речи. В первой части выявляется способность согласовывать слова в числе, роде, падеже. Во второй части задания – во времени глагола. Ошибки могут указывать или на несформированность грамматических представлений, обусловленных различными задержками или нарушениями речевого развития, или на недостаточное знание русского языка у билингвистов.
Субтест 8 направлен на оценку объема кратковременной слухоречевой памяти на сукцессивно организованном материале и способность к деавтоматизации рядов, а также на переключение внимания. Трудность запоминания числового ряда в прямом порядке свидетельствует о том, что страдает кратковременная слухоречевая память. Если ребенку трудно повторить ряд в обратном порядке, то страдает оперативная память и способность к переключению.
Сукцессивные процессы, то есть анализ и синтез временных последовательностей сигналов и стимулов тесно связаны со способностью к произвольной избирательной концентрации внимания. (Мнухин С.С.)
При возникновении затруднений необходимо подобрать для ребенка тот способ запоминания и повторения, который адекватен его способностям: ассоциации, стимулы, наглядность с опорой на ведущую модальность.
Тест 4 «Изобразительно-графические способности». Это интерпретация графического теста Эллис, так как рисование по памяти заменено срисовыванием геометрических фигур.
Субтест 9 направлен на оценку сформированности графо-моторных навыков и формообразующих движений, способности передать пространственные признаки предметов и их пропорции. Попутно выясняется знание названий геометрических фигур: круг, треугольник, прямоугольник, ромб. Причинами снижения результатов в данном задании могут быть как несформированность мелкой моторики (диспраксия), так и нарушение зрительного восприятия.
В бланк протокола записывается ведущая рука. Если возникли сомнения, то необходимо провести дополнительные испытания на выявление ведущей руки: откручивание крышки, снятие колпачка с ручки, поза Наполеона. Можно попросить ребенка нарисовать те же фигуры другой рукой. У родителей необходимо поинтересоваться, нет ли в роду левшей, не переучивали ли ребенка с левой руки на правую?
Тест 5 «Исследование базовых предпосылок» (по Корневу А.Н) Нарушение определенных предпосылок интеллекта играет ключевую роль в психологичских механизмах дислексии и дисграфии.
Субтест 10 направлен на оценку сформированности латерализации и пространственной организации движений. Выявляется владение понятиями «право-лево» и речевая регуляция двигательных актов. Необходимо проводить пробы с закрытыми глазами, чтобы не было зрительной опоры.
Субтест 11. Тест Н.И. Озерецкого направлен на определение моторной зрелости. Ребенку предлагается одновременно ударять по столу двумя руками: правой, сжатой в кулак, и левой – раскрытой ладонью. Затем наоборот. По данным автора при поражении двигательных систем пробы обычно затруднены. Данное задание оценивается качественно по степени выраженности затруднений: отмечаются синкинезии, то есть дополнительные движения, которые непроизвольно возникают, дибо переключение на следующее движение происходит разновременно.
Субтесты 12-13 направлены на выявление сформированности сукцессивных функций на примере рядоговорения и повторения ритмов.
В первой части также выявляется знание времен года и их последовательность, начиная с зимы. Также ребенок показывает знание дней недели, начиная с понедельника. Ошибки в этих заданиях свидетельствуют не только о степени развития сукцессивных функций, но и о состоянии долговременной памяти.
Во второй части обследуется способность последовательно повторить простые и сложные ритмы. При большом количестве ошибок можно предположить, что недостаточно развито слуховое различение ритмов. Если в предыдущих заданиях на оценку сукцессивных способностей ребенок все выполнял правильно, то возможно ошибки связаны с нарушением моторики, но это должно подтверждаться пробами из 11 субтеста.
Тест 6 «Словарный запас» направлен на выявление объема активного словаря в таких категориях как обобщение, тематически близкие слова, антонимы.
Субтест 14 направлен на оценку сформированности функций вербального обобщения и классификации. Также выявляется степень способности к обучению детей, посещавших детский сад, так как это часть стандартного объема знаний дошкольников.
Субтест 15 направлен на выявление умения называть предметы, близкие по назначению, отличающиеся размером или формой. Если ребенок делает много ошибок, то возможно в семье эти слова не употребляются или употребляются неправильно. Это необходимо выяснить у родителей и указать им на то, что это ограничивает словарный запас ребенка.
Субтест 16 выявляет знание слов, противоположных по значению (антонимов). Часто дети не могут вспомнить нужное слово и добавляют к уже названному частицу НЕ. Это значит, что они понимают инструкцию, но не могут сразу вспомнить нужное слово (или не знают его). Такие ситуации свидетельствуют о трудностях припоминания слов или об ограниченности словарного запаса.
Тест 7 «Связная речь» направлен на оценивание:
· качества построения рассказа – связность, полнота изложения, правильность описания, последовательность событий;
· понимание причинно-следственных связей.
Ошибки ребенка могут быть разного характера:
- неправильно выкладывает картинки и рассказ получается несвязный;
- рассказа нет, а есть только называние действий по каждой отдельной картинке;
- много аграмматизмов в рассказе;
- рассказ состоит из 3 предложений, предложения не распространенные;
- вывод сделан, но неправильно;
- не может сформулировать вывод, говорит только отдельные слова или словосочетания.
Допустимые погрешности:
- неправильно выкладывает картинки, но рассказ получается правильный;
- вывод сделан правильно, но неточно сформулирован;
- рассказ состоит из трех распространенных предложений.
Ошибки свидетельствуют о недостаточной сформированности спонтанной монологической речи, то есть о лексико-грамматическом недоразвитии речи и о недостаточности словесно-логического мышления, в частности, в установлении причинно-следственных связей.
Чтениене оценивается количественно в баллах, но исследуется по следующим параметрам:
· знает буквы;
· умеет читать технически правильно;
· понимает прочитанное.
Если ребенок не умеет читать, то проверить знание представленных букв (зачеркиваются те, которые ребенок прочитать не может). Узнать – ребенок их не учил, или не может вспомнить, как они произносятся?
Если ребенок читает, то определить, какого рода ошибки он делает:
- читает побуквенно, затем повторяет слово;
- читает про себя, затем повторяет слово;
- не видит слияния и читает слово шкаф, как шк-аф, стол, как ст-ол и тому подобное;
- останавливается перед некоторыми буквами, долго их вспоминает;
- заменяет буквы.
Ошибки 1-3 свидетельстуют о том, что несформирована правильная техника чтения с опорой на слияния.
Ошибки 4-5 говорят о том, что несформирована оптико-артикуляторная связь: графема-фонема.
После чтения проверяется осмысление прочитанного – ребенка просят повторить то, что он прочитал.
Типичные ошибки:
- из трех перечисленных в предложении предметов упоминается только одно;
- искажается смысл предложения;
- слова заменяются другими.
Допустимые погрешности:
- из 7 слов повторяется не меньше 5, без изменения смысла;
- незначительные замены слов, не изменяющие смысл предложения.
Опросник «Выявление ведущего способа восприятия информации» предлагается родителям во время обследования изобразительно-графических способностей ребенка. Пока дошкольник срисовывает фигуры, взрослый выбирает характерные для его ребенка варианты поведения и записывает соответствующие цифры на листе бумаги. Родитель также заполняет небольшую анкету «Общее вречатление в конце протокола.
Эти данные необходимы логопеду для конфиденциальной беседы с родителем, во время которой выявляются соматические и поведенческие проблемы ребенка объясняются причины речевых и учебных трудностей и прогнозы дальнейшего обучения. Даются советы для коррекции выявленных нарушении и активизации речи.
В это же время логопед дает рекомендации адекватные речевой готовности ребенка к обучению в школе:
- Наиболее подходящая программа обучения;
- Нецелесообразность обучения в школе в этом году (при психофизиологической незрелости ребенка, не достигшего 7 летнего возраста);
- Направление на обследование невропатологом (при признаках СДВГ, астении, заторможенности);
- Направление на консультацию к психологу (при признаках тревожности, невроза);
- Предварительная запись на логопедическую коррекцию (при грубых нарушениях речи).
- Направление на ПМПК при грубых отклонениях речевого и психофизиологического развития.
Логопед и родитель расписываются в конце протокола