Организация обследования.

Организация и проведение логопедического и психологического обследования дошкольников.

Основное обследование дошкольников проводится в период с февраля по май, параллельно с занятиями педагогов, проводящих предшкольную подготовку. Обследование проводится в первой половине дня, обязательно в присутствии одного из родителей. Это дает возможность родителям увидеть актуальный уровень развития ребенка, получить рекомендации специалиста, определить программу обучения, адекватную возможностям будущего первоклассника.

Большую роль в психологическом образовании родителей играет «Школа для родителей», состоящая из цикла лекций на темы, раскрывающие основные понятия, такие как: особенности физиологического, психологического и речевого развития дошкольников и младших школьников, возможные нарушения развития и пути их преодоления. Родители получают ответы на насущные вопросы по подготовке детей к школе.

Организовать запись на логопедическое и психологическое обследование следует заранее, во время записи ребенка в школу или после прослушивания лекции. Родителям предлагается таблица следующего содержания:

 

Запись на логопедическое (психологическое) обследование

Фамилия, имя, отчество специалиста____________контактный телефон__________

 

Дата Время проведения Фамилия, имя ребенка Домашний телефон

 

 

Любое проявление психической (речевой) деятельности, психическая (речевая) функция или процесс не могут существовать вне времени и пространства, поэтому любое диагностическое средство (методика) исследует постоянно изменяющиеся характеристики, что накладывает определенные условия на анализ получаемых результатов. Это относится не только к непосредственному проведению диагностического обследования, но и к учету всего предыдущего «пути» развития ребенка (протекание беременности и родов, семейная ситуация, особенности развития психических функций, время проведения диагностики и др.) (Семаго)

Так, для того, чтобы сгладить возрастные различия детей на момент обследования, предлагается следующее:

· Если на момент обследования ребенок не достиг возраста 6,9 лет, то от общего балла отнимается по 0,5 балла за каждый недостающий месяц;

· Если на момент обследования ребенок старше 7,4 лет, то к общему баллу прибавляется по 0,5 балла за каждый месяц сверх этого возраста.

 

Кроме оценки собственно результатов выполняемых заданий, необходимо учитывать особенности деятельности и характер поведения ребенка в процессе самой работы и отмечать в протоколе эти особенности рядом с соответствующим тестом. Возможны следующие формулировки:

· Работает медленно;

· Ребенок расторможен, не может сосредоточиться;

· Ребенок тревожен;

· Ребенок устал;

· Полный отказ от выполнения задания;

· Негативное отношение к самому процессу выполнения задания ;

· Не может работать самостоятельно;

· Ребенок ждет помощи от родителей;

· Нуждается в постоянной помощи;

· Нуждается в дополнительной помощи;

· … и др.

Таким образом, отмечаются все особенности поведения, характеризующие «незрелость» ребенка.

Все разнообразие форм помощи условно можно сгруппировать в пять основных категорий: а) поощрение; б) стимуляция; в) организующая помощь; г) разъяснение (т.е. подробное объяснение способа решения диагностической задачи); д) разъяснение + развернутая демонстрация правильного выполнения задания. При оказании двух последних форм помощи обычно проверяется способность ребенка к «переносу», т.е. к продуктивному использованию оказанной помощи для овладения новым навыком или типом умственной операции с последующим самостоятельным их использованием на новом диагностическом материале. Способность к «переносу» свидетельствует о резерве компенсаторных возможностей ребенка. В тех случаях, когда ребенок удовлетворяется помощью, относящейся к категориям а), б) и в) компенсаторный прогноз благоприятный. Если же необходима помощь типа г) или д) и отсутствует способность к переносу, то больше вероятности, что имеет место общее психическое недоразвитие. (По Корневу)

 

Для того чтобы сохранить «энергетический потенциал» ребенка, сделано все, чтобы минимизировать психологическое (логопедическое) обследование и по затратам времени на его проведение и по затратам сил ребенка. Так минимальное время проведения логопедического и психологического обследования – 20-25 минут, максимальное –40-45 минут. В то же время объем полученной информации оказывается необходимым и достаточным для первичной адекватной оценки состояния ребенка.

 

Помимо этого каждый тест полифункционален, то есть, с одной стороны, ориентирован преимущественно на исследование какого-либо показателя психического или речевого развития ребенка, с другой, - может быть использован и для исследования ряда других параметров психических функций и процессов.