Регулирование конфликта в период исследования ситуации.
В период исследования конфликта нельзя попустительски относиться к конфликту по причине того, что такое поведение приведет к стихийному, ничем не ограниченному развитию конфликта. Значит, реакция на конфликт должна быть незамедлительной, только ее содержание должно быть понятно и обосновано для менеджера. Иными словами следует выполнить следующие действия, носящие характер регулирования, упреждающего управление, основанное на готовое исследование, которое пока еще не готово:
- назвать конфликт помехой делув соответствии с этикой менеджмента, - приступить к гласному определению своего отношения к факту развития конфликта в организации, к форме допустимых форм проявления конфликтных отношений в организации,
-далее перейти к институциональному регулированию отношений с повышением нормативной обеспеченности статуса и роли руководителя, с включением в договорные отношения между субъектами по поводу новых правил касающихся допустимых форм общения в конфликте, к созданию конструктивных общих регуляторов конструктивности поведения в рамках организации, не вникая пока в суть социально-психологических противоречий субъектов, а устраняя объективные условия его развития.
Второе действие относится к юридической и экономической роли менеджера. Роль менеджера должна проявляться в его реакции на происходящее.
Названные действия приведут к следующим результатам:
-формирование эталонного отношения к конфликту у сотрудников с опорой на позицию руководителя,
-создание основы для развития общественного мнения,
-определение основы для саморегуляции отношений сотрудников в подобных конфликтных ситуациях
Методы регулирующего воздействия должны соответствовать глубине развития конфликта.
Результаты воздействия менеджера, применяющего институциональный подход позволят снизить динамику и остроту конфликта, и, параллельно, выиграть время для проведения в полной мере ситуационного анализа конфликтной ситуации. В завершении менеджер не только заложит профилактические меры, регулирующие действующий и потенциальные будущие конфликты, но и выиграет время и подготовится к социально- психологическим мерам управления ситуацией.
Тест Емельянова . Определение глубины развития конфликта.
Для апробации теста Вы самостоятельно должны проанализировать конфликтные
ситуации, которые происходили с их участием или которые они наблюдали, на предмет оценки
выраженности каждого из 8 факторов, представленных в тесте, и быть готовыми к докладу по этому
вопросу на занятии.
Тест В тесте представлены 8 основных позиций, имеющих непосредственное отношение к конфликтной ситуации. Ваша задача состоит в том, чтобы оценить выраженность каждого фактора по пятибалльной шкале. Сильная выраженность факторов левой стороны теста оценивается 1 баллом, а правой — 5 баллами. После оценки каждой позиции в тесте следует подсчитать общую сумму баллов, которая будет свидетельствовать о глубине конфликта.
1. Стороны осознают причину конфликта 12345 Стороны не осознают 1 причину конфликта
2 Причина конфликта имеет эмоциональный характер 12345 Причина конфликта имеет материальный характер
3 Цель конфликтующих 12345 Цель конфликтующих
устремленность к социальной справедливости получение привилегий
4. Есть общая цель, к которой стремятся все 12345 Общей цели нет
5 Сферы сближения выражены 12345 Сферы сближения не выражены
6 Сферы сближения касаются проблем с эмоциями 12345 Сферы сближения касаются материальной сферы
7. Лидеры мнений не выделяются 12345 Замечено влияние лидеров мнений
8 В процессе общения оппоненты придерживаются 12345 В процессе общения оппоненты
норм поведения не придерживаются норм поведения
Оценка результатов
Сумма баллов, равная 35-40, свидетельствует о том, что конфликтующие заняли по отношению друг
к другу жесткую позицию.
Сумма баллов, равная 25-34, указывает на колебания в отношениях конфликтующих сторон.
Рекомендации субъектам, улаживающим конфликт:
а) если вы руководитель, то:
— при сумме баллов 35-40 вы должны выступать в роли обвинителя и для разрешения конфликтной
ситуации в основном следует прибегать к административным мерам регулирования, содержащие декларацию своего негативного отношения к решению конфликта методами, обостряющими конфронтацию, запрет на неконструктивные нерегулируемые ссоры в присутствии персонала организации
— при сумме баллов 25-34 вы должны выступать в роли консультанта и для разрешения
конфликтной ситуации в основном следует прибегать к психологическим мерам, затормаживающим развитие негативных эмоций
— при сумме баллов менее 24 — вы должны выступать в роли воспитателя и в этом случае для
разрешения конфликтной ситуации целесообразно использовать педагогические меры по разяснению информации по поводу спорного момента
б) если вы являетесь медиатором, то:
— при сумме баллов 35-40 — следует предпринять меры по разъединению конфликтующих сторон
и приступить обмену информации между ними с применением челночной дипломатии до снижения накала борьбы между ними;
— при сумме баллов 25-34 — можно попытаться на очередной встрече в переговорном процессе
перевести конфликт в конструктивную фазу;
— при сумме баллов менее 24 — можно активизировать усилия по подготовке конструктивного
решения.