Диагностическая беседа-игра на выявление зрительских умений детей старшего дошкольного возраста
Диагностические этюды и упражнения на выявление режиссерских умений старших дошкольников.
Диагностические этюды и упражнения на выявление актерских умений старших дошкольников
1.Ребенку предлагается передать содержание текста, считывая интонацию, с которой звучит данный текст: а) Чудо остров! б)Наша Таня громко плачет...
в) Карабас-Барабас
г) Первый снег! Ветер! Холодно!
2. Детям предлагается произнести с разными интонациями (удив
ленно, радостно, вопросительно, сердито, ласково, спокойно, равнодушно)
текст. Например,
Два щенка, щека к щеке, Щиплют щетку в уголке.
3. Пантомимические этюды (передать различные действия котят):
• сладко спят;
• просыпаются, лапкой умываются;
• зовут маму;
• пытаются утащить сосиску;
• боятся собаки;
• охотятся.
Пантомимические этюды (передать действия сказочных персонажей):
• как танцует добрая фея на балу у Золушки;
• как злится страшная ведьма на балу у Золушки;
• как сильный Геракл поднимает тяжелый камень;
• как удивляется Черепашка-ниндзя;
• как здоровается Снежная Королева;
• как обижается Винни-Пух;
• как радуется Бэтман.
4. Этюды на изменения тембра голоса:
• киска, как тебя зовут?
• мяу! (Нежно)
• стережешь ты мышку тут?
• мяу! (утвердительно)
• киска, хочешь молока?
• мяу! (с большим удовлетворением)
• а в товарищи щенка?
• мяу! ффф-ррр! (изобразить по-разному - трусливо, пугливо...). Интонационное прочтение стихов-диалогов.
5. Проговаривание с детьми скороговорок:
Резиновую Зину купили в магазине, Резиновую Зину в корзине принесли, Резиновая Зина упала из корзины, Резиновая Зина измазалась в грязи.
6. Простучать, прохлопать, протопать свое имя: «Та-ня, Та-не-чка, Та-
ню-ша, Та-ню-шень-ка».
7. Образные упражнения под музыку Е. Тиличеевой «Пляшущий зай
чик», Л. Банниковой «Поезд», «Самолет», «Марш деревянных солдати
ков», В. Герчика «Заводная лошадка».
· Детям предлагается на основе литературного сюжета или на основе детских песен, сочинить сценарий, организовать спектакль (распределить роли между детьми, обосновать свой выбор, провести репетицию).
· Моделирование ребенком литературных сюжетов по картинкам для постановки спектакля, обсуждения замысла, идеи постановки с дошкольником.
Диагностические этюды и упражнения на выявление умений декоратора (художника-оформителя) у детей старшего дошкольного возраста
■ Детям предлагается на основе литературного сюжета или на основе детских песен, спроектировать декорации, костюмы для спектакля, предложить необходимый игровой реквизит.
■ Обсуждение замысла, идеи постановки с дошкольником в контексте предлагаемых им декораций.
После просмотра детьми спектакля, игры-драматизации проводится диагностическая беседа. Рекомендуемые вопросы кбеседе:
• О чем рассказал спектакль? Что ты понял? (понимание главной мысли произведения);
• Какой персонаж тебе понравился больше всего? Почему? Какой у него характер? (понимание характера персонажей);
• Что ты чувствовал, когда с героем происходили ... события (конкретно по действию)?
• Хотелось бы тебе что-нибудь изменить в спектакле? Что именно?
• Кто тебе больше всех понравился из актеров спектакля? Почему?
• Нравится ли тебе смотреть спектакль? Почему?
• Расскажи в рисунке (предложите другие средства передачи полученных впечатлений) о спектакле, о том, что ты увидел сейчас?
После проведения диагностических этюдов и упражнений необходимо проанализировать умения детей в соответствии с выделенными критериями:
«Актерские» умения:
– понимание эмоционального состояния персонажа и в соответствии с этим выбор адекватных выразительных средств для передачи образа персонажа - голоса, мимики, пантомимики;
– характер выразительности моторики:
• в пантомимике - естественность, скованность, медлительность, порывистость движений;
• в мимике - богатство, бедность, вялость, живость проявлений;
• в речи - изменение интонации, тона, темпа речи;
–самостоятельность выполнения задания, отсутствие стереотипных действий.
«Режиссерские» умения:
– понимание мотивов поступков героев;
– следование сюжетной линии (установление причинно-следственной связи, понимание последовательности событий);
– распределение ролей, подготовка игровой среды;
– умение руководить сразу несколькими играющими.
«Оформительские» умения:
– художественно-изобразительное видение сюжетной линии литературной основы спектакля;
– адекватное отражение сюжетной линии спектакля в декорациях, костюмах, игровых атрибутах, театральном реквизите;
У подготовка игровой среды.
«Зрительские» умения:
– умение понимать чужие эмоциональные состояния и проявлять эм-патию к персонажам произведения;
– наличие активной зрительской позиции: выражение мнения по поводу увиденного, наличие отношения к увиденному (понравилось, не понравилось, безразлично);
– выражение мнения по поводу игры актеров.
Диагностический тест «ЗАР» для педагогов и родителей
Цель теста: изучить мнение родителей, воспитателей о предпочтениях ребенка в выборе игровых позиций.
Уважаемые педагоги дошкольного образования, родители Вам необходимо ответить на ряд утверждений, используя варианты ответов «ДА» или «НЕТ».
Утверждения:
1. Чаще ребенок обращает внимание на замысел литературного произведения, его художественную идею.
2. Чаще ребенок реагирует на героев литературного произведения.
3. Чаще ребенок обращает внимание на обстановку, место и время протекания сюжетной линии произведения.
4. Ребенок воспринимает целостно литературное произведение.
5. Ребенок хорошо понимает эмоциональное состояние героев литературного произведения и интересно интерпретирует образы.
6. Ребенок любит задавать вопросы о прочитанном ему произведении.
7. Ребенок любит рисовать литературные сюжеты, фантазировать на бумаге.
8. Ребенок может организовать игру с другими детьми.
9. Ребенку легче оценить игру другого человека, чем играть самому.
10. Ребенок легко создает образы литературных персонажей с помощью интонирования, мимики и пантомимики.
11. Ребенок легко подбирает необходимые атрибуты и декорации для игры-драматизации.
12. Ребенок может выразить свое мнение по поводу понравившихся или непонравившихся персонажей.
13. У ребенка хорошо развито творческое воображение, тяготеет к импровизациям.
14. Ребенок обладает лидерскими качествами.
15. Ребенок хорошо чувствует цвет, форму, стремится выразить свои впечатления о литературном произведении, персонажах произведения на бумаге с их помощью.
16. Ребенок умеет подсказать и показать другим детям, как и, что изображать в игре-драматизации.
17. Ребенок умеет сопереживать игровым персонажам.
18. Ребенку присущи такие качества, как настойчивость, целеустремленность, а также умение преодолевать неудачи, решать конфликты.
19. У ребенка развиты элементы самоконтроля в театрализованной деятельности (может следовать сюжетной линии, театральную постановку доводит до конечного результата).
20. У ребенка развиты художественно-изобразительные умения, он хорошо рисует, предпочитает рисование другим видам детской художественной деятельности.
Технология оценки результатов теста: »
Ответ «ДА» оценивается в один балл. Баллы суммируются по каждой позиции (актер, режиссер, зритель).
Позиция «режиссер» - ответы «ДА» на вопросы 1,8,14,16,18.
Позиция «декоратор» - ответы «ДА» на вопросы 3,7,11,15,20.
Позиция «актер» - ответы «ДА» на вопросы 2,5,10,13,19.
Позиция «зритель» - ответы «ДА».на вопросы 4,6,9,12,17.
В какой позиции получилось наибольшее количество баллов, к той ребенок и имеет наибольшую склонность, по мнению, педагогов и родителей.
Необходимо соотнести полученные результаты теста с результатами наблюдения и собеседования с ребенком для получения более достоверной картины и заключения диагностики.
Для решения третьей задачи педагогической диагностики разработан опросник для воспитателей детского сада.