Диагностика восприятия у детей младшего школьного

Для 3-го класса.

Для 2-го класса.

Для 1-го класса.

Раздел II. Письменная речь.

Б) Понимание предложных конструкций с обозначением места.

А) Понимание обратных конструкций.

Г) Понимание названий действий, близких по значению.

В) Понимание далёких по значению и звучанию названий действий

Б) Понимание близких по звучанию названий предметов.

А) Понимание далёких по звучанию и значению названий предметов.

Блок 2. ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ.

В) Словоупотребление

Б) Называние действий по картинкам.

А) Называние предметов по картинкам.

Б) Пересказ текста

А) Составление рассказа по серии из четырёх сюжетных картинок.

И) Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах.

З) Завершение предложений.

Ж) Дополнение предложения предлогами.

Инструкция: попробуй вставить пропущенное слово.

Лена наливает чай … чашки. Птенец выпал … гнезда. Щенок спрятался … крыльцом. Деревья шумят … ветра. Пёс сидит … конуры.

(В этом задании смысловые ошибки не оцениваются, т.к. их здесь трудно выявить, большая часть ошибок в этой пробе обусловлена именно трудностями грамматического структруирования.)

Инструкция: закончи предложение.

Игорь промочил ноги, потому что … Серёжа замёрз, хотя ….

Инструкция: дом – дома, …

Стол - …, стул - …, окно - …, звезда - …, ухо - … .

Инструкция: дом – много домов, …

Стол - …, стул - …, окно - …, звезда - …, ухо - … .

С е р и я 4.ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.

Эти задания сложны и информативны. С целью разграничения допускаемых ошибок их оценка производится по 4 критериям. Начисленные баллы затем суммируются.

 

Инструкция: разложи эти картинки по порядку и составь рассказ.

 

Инструкция: послушай рассказ внимательно и приготовься пересказывать.

«ГАЛКА И ГОЛУБИ»

Галка услыхала, что голубей хорошо кормят. Побелилась она в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби её не узнали и приняли. Но галка не выдержала и закричала по-галочьи. Голуби всё поняли и выгнали её. Тогда она вернулась к своим. Но те её также не признали и выгнали.

 

По окончании пересказа задаются вопросы, позволяющие судить о том, насколько ребёнок понял смысл ситуации:

- почему галку не признали свои?

- понравилось ли тебе поведение галки и почему?

С е р и я 5.ИССЛЕДОВАНИЕ НОМИНАТИВНОЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ.

Инструкция: называй, пожалуйста, картинки по порядку. Отвечай одним словом.

Часы, пальто, очки, кровать, лестница

Карандаш, сито, руль, колесо, лопата

Крокодил, свеча, прищепка, кастрюля, пылесос

В первой строчке указаны среднечастотные слова, во второй и третьей низкочастотные.

Инструкция: что делают на картинках? Отвечай одним словом.

Одевает, кормит, плавает, плачет, строит

Копает, гладит, рисует, вяжет, рубит

Подметает, причёсывается, трёт, привязывает, черпает (набирает)

В первой строчке указаны среднечастотные слова, в других – низкочастотные.

 

30 баллов – за 5 и менее штрафных очков в пробах на грамматический строй;

20 баллов – за 6-15 штрафных очков в пробах на грамматический строй;

10 баллов – за 16-25 штрафных очков;

0 баллов – за 26 и более штрафных очков.

 

С е р и я 1.ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВ.

Инструкция: рассмотри картинки внимательно, а теперь посмотри на меня, послушай, а потом покажи, пожалуйста, то, что я назвала.

В каждом задании предъявляются все 10 картинок одновременно, что создаёт поле выбора. Перед началом работы следует уточнить, что нарисовано на картинках. Желательно, чтобы в момент, когда ребёнок слушает названия, он не смотрел на стимульный материал.

Бутылка, кошка, женщина, яблоко, сумка, рыба

Письмо, дверь; самолёт, цветок; женщина, яблоко, кошка; письмо, бутылка, дверь; сумка, цветок, рыба.

коза трава, бочка,

трава точка, мишка, коса

бочка коза, дрова, почка

дрова, коса мишка, точка

почка, миска трава, дочка миска

работает прыгает, поёт

стирает поливает, едет

играет поёт, работает, смотрит

едет едет, готовит, поливает

готовит, смотрит стирает, продаёт, играет

ставит крутит, несёт

катит ведёт, кладёт

несёт держит, ставит, катит

тянет, бросает бросает, вешает, несёт

кладёт, ведёт, тянет ставит, крутит, ведёт

С е р и я 2.ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ СЛОЖНЫХ ЛОГИКО_ГРАММАТИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ.

Инструкция: послушай внимательно и покажи картинку, на которой это нарисовано.

Мужчину обрызгала женщина. Трактором перевозится машина. Газету закрывает книга. Клеёнка покрыта скатертью. Девочкой спасён мальчик. Мама перевозится дочкой.

В ящике бочонок. Ящик за бочонком. На бочонке ящик. Бочонок перед ящиком.

С е р и я 3.ИССЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.

Оценивает повторение цепочек слогов, предъявляемых ранее при проверке моторного компонента (блок 1, серия 1 (г), 10 проб, не выделенных жирным шрифтом).

С е р и я 1.ИССЛЕДОВАНИЕ НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА.

Инструкция : отвечай на мои вопросы.

Сколько слов в предложении «Около дома росла берёза»?

Какое второе слово в этом предложении?

Сколько слогов в слове «рак»?

Сколько слогов в слове «машина»?

Какой третий слог в слове «машина»?

Сколько звуков в слове «рак»?

Сколько звуков в слове «шапка»?

Какой первый звук в слове «шапка»?

Какой третий звук в слове «школа»?

Какой звук после «ш» в слове «школа»?

С е р и я 2.ИССЛЕДОВАНИЕ НАВЫКОВ ПИСЬМА.

Инструкция: напиши, пожалуйста, своё имя; буквы: Б, К, З, Ц, Е, Ч; слова: мама, стол, ствол.

Письмо оценивается в целом, а не каждая проба в отдельности, как в других заданиях.

Инструкция: я буду диктовать, а ты пиши.

Настала осень. Дует холодный ветер. Солнце светит тускло. Часто идут дожди. В лесу стоит тишина.

«ПТИЦЫ»

Наступил декабрь. Выпал пушистый снег. Он покрыл всю землю белым ковром. Замёрзла речка. Птицам голодно. Они ищут себе пищу. Дети кладут в кормушку хлеба и зёрен.

 

С е р и я 3.ИССЛЕДОВАНИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ.

Первоклассникам предлагается прочесть слова:

Мак юла флаг блеск

Нож курица йод ствол

День дерево цирк ванна

Пила собака стул диван

Ем сапоги крик забор

Юг голубика шмель индюк

 

 

Учащимся второго и третьего класса даётся для чтения текст «Как я лови раков» (А. Н. Корнев, 1997). В конце каждой строки указано количество прочитанных на данный момент слов.

 

В нашей деревне текут два ручейка. В них живёт много раков. Мальчики ловят (13)

их руками под камнями, в дырах между корнями или под берегом. Потом они (26)

варят их и лакомятся ими. Одного рака я получил от моего друга, и он мне очень (42) понравился, был очень вкусный. Мне тоже захотелось ловить раков. Но легко (53) сказать, а трудно сделать. У раков своё оружие – клешни, которыми они (64) щиплются как следует. Кроме того, я боялся сунуть руку в дыру между корнями. (77)

Ведь можно прикоснуться к лягушке или даже змее! Мой друг посоветовал мне, (89)

Как можно ловить раков совсем по-другому. Нужно привязать на длинную палку (100)

тухлое мясо. Рак крепко схватит мясо, и затем его легко вытащить из воды, (113) как рыбу на удочке. Этот способ мне очень понравился, и поэтому я подготовил (127) все нужные вещи. В пруду я нашёл глубокое место и сунул палку в воду. Сижу спокойно. (142) Вода чистая, но раков я не видел нигде. Вдруг я заметил усы, потом глаза (156)

и клешни, и, наконец, весь рак медленно вылез к мясу. Потом схватил мясо (169)

клешнями и разорвал его челюстями. Я очень осторожно вытянул свою удочку (180)

из воды – и рак лежит на траве. Я наловил много раков. Мама их сварила. (194)

Какими они были красными! И очень вкусными! (202)

 

 

Для выяснения степени понимания смысла прочитанного, следует задать ребёнку 2-3 вопроса, или попросить пересказать, что он успел прочесть.

Критерий скорости чтения.

1-й класс (начало обучения)

15 баллов – высокая скорость чтения, соответствующая 15 и более словам в минуту;

10 баллов – средняя скорость чтения, от 8 до 14 слов в минуту;

5 баллов – низкая скорость чтения, 7 и менее слов в минуту;

0 баллов – отсутствие навыка чтения.

2-й класс.

15 баллов – высокая скорость чтения, от 60 слов в минуту и выше;

10 баллов – средняя скорость чтения, от 45 до 59 слов в минуту;

5 баллов – низкая скорость чтения, от 30 до 44 слов;

0 баллов – очень низкая скорость чтения, 29 и менее слов в минуту.

3-й класс.

15 баллов – высокая скорость чтения, 90 и выше слов в минуту;

10 баллов – средняя скорость чтения, от 70 до 89 слов в минуту;

5 баллов – низкая скорость чтения, 50-69 слов в минуту;

0 баллов – очень низкая скорость чтения, 49 и менее слов в минуту.

 

возраста

 

I. Методика диагностики объема восприятия.

На большом листе ватмана, если педагог работает с классом, или на листе бумаги, если работа идет с одним ребенком, крупно написано:

10 слов (из 4—8 букв каждое);

10 трехзначных чисел;

10 рисунков (книга, ручка, кружка, ложка, яблоко, квадрат, звезда, молоток, часы, лист дерева).

Все это следует расположить горизонтальными рядами в любой последовательности.

 

 

 

 

Инструкция: Посмотри на лист, на котором есть слова, числа, картинки. На своем листе бумаги после знакомства с этой информацией в течение 1 минуты запишите, что смогли воспринять, обязательно точно. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:

Нормальное восприятие -

7± 2 объекта.

 

2. Восприятие времени.

Для диагностики степени развития восприятия времени следует предложить ребенку определить промежуток времени в секундах (от стука до стука).

 

1-й интервал — 40 секунд,

2-й интервал — 90 секунд.

По данным психолога Сергеева К. К., ориентировочно одна минута воспринимается:

в 1-м классе — как 11 секунд,

в 3-м классе — как 25 секунд,

в 5-м — как 31 секунда,

взрослые воспринимают как 35 секунд.

Один час воспринимается более объективно. При работе с классом учитель должен оценить восприятие времени каждого ученика. Лучшие результаты приближены к объективному времени.

 

3. Методика для диагностики степени развития наблюдательности.

 

Надо приготовить две картины, которые должны быть одинаковы, кроме заранее предусмотренных десяти различий.

 

При работе с классом эти картины должны быть большой величины и должны быть вывешены на доске на 1-2 минуты, при индивидуальной работе с ребенком можно использовать предложенные в книге задания. Ребенок младшего школьного возраста должен написать замеченные различия.

 

Можно усложнить задание, убрав после 1—2-минутной экспозиции картины. А после этого попросить учащихся записать отмеченные различия

по памяти.

 

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ:

Подсчитывается количество правильно отмеченных различий, из них вычитают указанные ошибочно различия. Разность делится на число фактически имеющихся различий. Чем ближе результат к 1, тем выше уровень наблюдательности.