Е) Верификация предложений.
Д) Составление предложений из слов в начальной форме.
Г) Повторение предложений.
Г) Образование притяжательных прилагательных.
В) Образование качественных прилагательных.
Б) Образование относительных прилагательных
А) Называние детёнышей животных
Г) Повторение цепочек слогов
Максимальная оценка – 30 баллов.
В) Исследование орального праксиса и артикуляционной моторики
Б) Исследование сформированности звукослоговой структуры слова
А) Исследование звукопроизношения
Инструкция: повторяй за мной слова.
Собака – маска – нос, сено – косить – высь, замок – коза, зима – ваза,
цапля – овца – палец, шуба – кошка – камыш, жук – ножи, щука – вещи – лещ,
чайка – очки – ночь, рыба – корова – топор, река – варенье – дверь,
лампа – молоко – пол, лето – колесо – соль.
Инструкция: повторяй за мной слова.
Скакалка кинотеатр танкист
баскетбол космонавт перепорхнуть
милиционер аквалангист сковорода
термометр
Оценка каждой пробы осуществляется по двум критериям:
Оценка слоговой структуры слова. Оценка звуковой структуры слова.
Инструкция: делай, пожалуйста, так, как я скажу.
1) Надуй щёки. 2) Надуй одну щеку. 3) Надуй другую.
4) Упри язык в правую щеку. 5) Помести язык между верхними зубами и верхней губой.
Если движение по инструкции ребёнок не выполняет, то предлагается образец. Все последующие пробы делаются по показу.
Инструкция: повторяй за мной движения.
6) Губы выдвинуты вперёд «Трубочкой».
7) Язык «Лопаточкой».
8) Упражнение «Маятник».
9) Упражнение «Качели».
10) Чередование движений губами : «Улыбка» - «Трубочка».
Оценка
3 балла – точное и правильное выполнение;
2 балла – замедленное и напряжённое выполнение или выполнение по показу;
1 балл – длительный поиск позы, или неполный объём движения, или отклонения в конфигурации;
0 балл – невыполнение или наличие ошибок (синкинезий, гиперкинезов, тремора).
Инструкция: повторяй за мной слоги.
а-и-у – у-а-и ба-па - па-ба ма-на
са-ша - ша-са ча-тя - тя-ча жа-ща
би-ба-бо - бо-ба-би жа-ша-ша - ша-жа-ша ла-ра
ма-на-ма - на-на-ма ла-ра-ра - ра-ра-ла ца-са-ца
Это комплексное задание, оно позволяет оценить как серийную организацию речевых движений, так и особенности фонематического восприятия. Вначале предъявляется первый член пары (а-и-у), который воспроизводится ребёнком. Следом в таком же режиме предъявляется второй член (у-а-и). в этой серии оценивается только 10 проб, выделенных жирным шрифтом, выполнение остальных цепочек учитываются при оценке фонематического слуха в блоке «Импрессивная речь».
С е р и я 2.ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ.
Инструкция: у кошки – котята, а у …
козы - , волка- , утки- , лисы- , льва- ;
собаки- , курицы- , свиньи- , коровы- , овцы- .
Во второй строчке приведены животные, названия детёнышей которых нельзя получить путём словообразования. Эта часть задания проверяет словарный запас, но всё-таки включена в эту серию. Поэтому при обработке полученного результата целесообразно подсчитывать баллы для каждых пяти проб задания отдельно с максимальным баллом 15 в обоих случаях.
Инструкция: варенье из малины – малиновое, а …
Варенье из вишни - …, варенье из яблок - …, варенье из сливы - …, кукла из соломы - …, горка изо льда - …, кисель из клюквы - …, салат из моркови - …, суп из грибов - …, лист дуба - …, лист осины - … .
Инструкция: за хитрость называют хитрым, а …
За жадность - …, за трусость - …, если днём мороз, то день - …, если дождь - …, если ветер - … .
Инструкция: у собаки лапа собачья, а …
У волка - …, у медведя - …, у льва - …, клюв у птицы - …, гнездо у орла - … .
С е р и я 3.ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.
Все пробы этой серии многофункциональны, при их выполнении дети допускают не только синтаксические, но и многочисленные лексические, смысловые и даже фонетические ошибки. С целью дифференциации характера трудностей каждая проба оценивается по нескольким критериям:
5. Грамматическое оформление (это основные оценки в этой серии, именно они затем суммируются в общий балл за серию). Для каждой группы заданий этот вид оценок индивидуален.
6. Лексическое оформление (это штрафные очки, которые начисляются за лексические ошибки в каждом из заданий серии, кроме последнего. Потом все они суммируются, переводятся в баллы по специальной шкале и учитываются при оценке номинативной функции речи).
7. Смысловая адекватность
8. Наличие ошибок, обусловленных трудностями фонематического восприятия.
а) Составление предложений по картинкам (1)
Инструкция: посмотри на картинку и постарайся составить предложение.
Мальчик моет руки. Девочка режет колбасу. Мальчик забивает гвоздь.
Дети лепят снежную бабу. Кошка лакает молоко.
б) Составление предложений по картинкам (2)
Инструкция: посмотри на картинку и постарайся составить предложение.
Мальчики играют в мяч (в футбол). Мальчик бежит к дереву (под дерево, от дождя).
Мальчик лезет через забор. Солнце выходит из-за туч (заходит за тучи). Няня стелет коврик около кровати (достаёт из-под кровати).
в) Составление предложений по картинкам (3)
Инструкция: посмотри на картинку и постарайся составить предложение.
Мужчина и женщина грузят сено на машину. Школьница пришла навестить свою больную подругу. Мальчик уступает место старушке в трамвае. Врач приглашает больную пройти в кабинет. Подросток несёт лестницу, чтобы помочь малышу снять с дерева шар.
В скобках указаны варианты построения фраз, которые также оцениваются как правильные.
Инструкция: повторяй за мной как можно точнее.
В саду было много красных яблок. Ранней весной затопило весь наш луг.
Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.
Коля сказал, что он не пойдёт сегодня гулять, потому что холодно.
На зелёном лугу, который был за рекой, паслись лошади.
Инструкция: я назову слова, а ты попробуй составить из них предложение.
Доктор, лечить, дети.
Сидеть, синичка, на , ветка.
Груша, бабушка, внучка, давать.
Миша, собака, небольшая, бросить, косточка.
Петя, купить, шар, мама, красный.
Инструкция: я буду читать предложения, если ты заметишь ошибку, постарайся её исправить.
Собака вышла в будку. По морю плывут корабль. Дом нарисован мальчик. Хорошо спится медведь под снегом. Над большим деревом была глубокая яма.