Е) Верификация предложений.

Д) Составление предложений из слов в начальной форме.

Г) Повторение предложений.

Г) Образование притяжательных прилагательных.

В) Образование качественных прилагательных.

Б) Образование относительных прилагательных

А) Называние детёнышей животных

Г) Повторение цепочек слогов

Максимальная оценка – 30 баллов.

В) Исследование орального праксиса и артикуляционной моторики

Б) Исследование сформированности звукослоговой структуры слова

А) Исследование звукопроизношения

Инструкция: повторяй за мной слова.

Собака – маска – нос, сено – косить – высь, замок – коза, зима – ваза,

цапля – овца – палец, шуба – кошка – камыш, жук – ножи, щука – вещи – лещ,

чайка – очки – ночь, рыба – корова – топор, река – варенье – дверь,

лампа – молоко – пол, лето – колесо – соль.

Инструкция: повторяй за мной слова.

Скакалка кинотеатр танкист

баскетбол космонавт перепорхнуть

милиционер аквалангист сковорода

термометр

Оценка каждой пробы осуществляется по двум критериям:

Оценка слоговой структуры слова. Оценка звуковой структуры слова.

 

Инструкция: делай, пожалуйста, так, как я скажу.

1) Надуй щёки. 2) Надуй одну щеку. 3) Надуй другую.

4) Упри язык в правую щеку. 5) Помести язык между верхними зубами и верхней губой.

 

Если движение по инструкции ребёнок не выполняет, то предлагается образец. Все последующие пробы делаются по показу.

Инструкция: повторяй за мной движения.

6) Губы выдвинуты вперёд «Трубочкой».

7) Язык «Лопаточкой».

8) Упражнение «Маятник».

9) Упражнение «Качели».

10) Чередование движений губами : «Улыбка» - «Трубочка».

Оценка

3 балла – точное и правильное выполнение;

2 балла – замедленное и напряжённое выполнение или выполнение по показу;

1 балл – длительный поиск позы, или неполный объём движения, или отклонения в конфигурации;

0 балл – невыполнение или наличие ошибок (синкинезий, гиперкинезов, тремора).

 

Инструкция: повторяй за мной слоги.

 

а-и-у – у-а-и ба-па - па-ба ма-на

са-ша - ша-са ча-тя - тя-ча жа-ща

би-ба-бо - бо-ба-би жа-ша-ша - ша-жа-ша ла-ра

ма-на-ма - на-на-ма ла-ра-ра - ра-ра-ла ца-са-ца

 

Это комплексное задание, оно позволяет оценить как серийную организацию речевых движений, так и особенности фонематического восприятия. Вначале предъявляется первый член пары (а-и-у), который воспроизводится ребёнком. Следом в таком же режиме предъявляется второй член (у-а-и). в этой серии оценивается только 10 проб, выделенных жирным шрифтом, выполнение остальных цепочек учитываются при оценке фонематического слуха в блоке «Импрессивная речь».

С е р и я 2.ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ.

Инструкция: у кошки – котята, а у …

козы - , волка- , утки- , лисы- , льва- ;

собаки- , курицы- , свиньи- , коровы- , овцы- .

Во второй строчке приведены животные, названия детёнышей которых нельзя получить путём словообразования. Эта часть задания проверяет словарный запас, но всё-таки включена в эту серию. Поэтому при обработке полученного результата целесообразно подсчитывать баллы для каждых пяти проб задания отдельно с максимальным баллом 15 в обоих случаях.

Инструкция: варенье из малины – малиновое, а …

Варенье из вишни - …, варенье из яблок - …, варенье из сливы - …, кукла из соломы - …, горка изо льда - …, кисель из клюквы - …, салат из моркови - …, суп из грибов - …, лист дуба - …, лист осины - … .

 

Инструкция: за хитрость называют хитрым, а …

За жадность - …, за трусость - …, если днём мороз, то день - …, если дождь - …, если ветер - … .

 

Инструкция: у собаки лапа собачья, а …

У волка - …, у медведя - …, у льва - …, клюв у птицы - …, гнездо у орла - … .

С е р и я 3.ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.

Все пробы этой серии многофункциональны, при их выполнении дети допускают не только синтаксические, но и многочисленные лексические, смысловые и даже фонетические ошибки. С целью дифференциации характера трудностей каждая проба оценивается по нескольким критериям:

5. Грамматическое оформление (это основные оценки в этой серии, именно они затем суммируются в общий балл за серию). Для каждой группы заданий этот вид оценок индивидуален.

6. Лексическое оформление (это штрафные очки, которые начисляются за лексические ошибки в каждом из заданий серии, кроме последнего. Потом все они суммируются, переводятся в баллы по специальной шкале и учитываются при оценке номинативной функции речи).

7. Смысловая адекватность

8. Наличие ошибок, обусловленных трудностями фонематического восприятия.

 

а) Составление предложений по картинкам (1)

Инструкция: посмотри на картинку и постарайся составить предложение.

Мальчик моет руки. Девочка режет колбасу. Мальчик забивает гвоздь.

Дети лепят снежную бабу. Кошка лакает молоко.

б) Составление предложений по картинкам (2)

Инструкция: посмотри на картинку и постарайся составить предложение.

Мальчики играют в мяч (в футбол). Мальчик бежит к дереву (под дерево, от дождя).

Мальчик лезет через забор. Солнце выходит из-за туч (заходит за тучи). Няня стелет коврик около кровати (достаёт из-под кровати).

 

в) Составление предложений по картинкам (3)

Инструкция: посмотри на картинку и постарайся составить предложение.

Мужчина и женщина грузят сено на машину. Школьница пришла навестить свою больную подругу. Мальчик уступает место старушке в трамвае. Врач приглашает больную пройти в кабинет. Подросток несёт лестницу, чтобы помочь малышу снять с дерева шар.

В скобках указаны варианты построения фраз, которые также оцениваются как правильные.

Инструкция: повторяй за мной как можно точнее.

В саду было много красных яблок. Ранней весной затопило весь наш луг.

Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.

Коля сказал, что он не пойдёт сегодня гулять, потому что холодно.

На зелёном лугу, который был за рекой, паслись лошади.

Инструкция: я назову слова, а ты попробуй составить из них предложение.

Доктор, лечить, дети.

Сидеть, синичка, на , ветка.

Груша, бабушка, внучка, давать.

Миша, собака, небольшая, бросить, косточка.

Петя, купить, шар, мама, красный.

 

Инструкция: я буду читать предложения, если ты заметишь ошибку, постарайся её исправить.

Собака вышла в будку. По морю плывут корабль. Дом нарисован мальчик. Хорошо спится медведь под снегом. Над большим деревом была глубокая яма.