Максимальный балл за письмо – 45 баллов.
Для 3-го класса.
Для 2-го класса.
Оценка.
Для 1-го класса.
Максимальный балл за серию – 30 баллов.
Раздел II. Письменная речь.
Максимальный балл за весь блок – 180 баллов.
Максимальная оценка за серию – 30 баллов.
Оценка.
3 балла – правильное повторение;
2 балла – переспрос;
1 балл – уподобление слогов внутри пробы;
0 баллов – искажение слогов (не обусловленное дефектами звукопроизношения).
С е р и я 1.ИССЛЕДОВАНИЕ НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА.
Инструкция : отвечай на мои вопросы.
Сколько слов в предложении «Около дома росла берёза»?
Какое второе слово в этом предложении?
Сколько слогов в слове «рак»?
Сколько слогов в слове «машина»?
Какой третий слог в слове «машина»?
Сколько звуков в слове «рак»?
Сколько звуков в слове «шапка»?
Какой первый звук в слове «шапка»?
Какой третий звук в слове «школа»?
Какой звук после «ш» в слове «школа»?
Оценка
3 балла – правильный ответ;
2 балла – самокоррекция;
1 балл – правильный ответ после стимулирующей помощи («неверно, подумай ещё»);
0 баллов – неправильный овеет после стимулирующей помощи.
С е р и я 2.ИССЛЕДОВАНИЕ НАВЫКОВ ПИСЬМА.
Инструкция: напиши, пожалуйста, своё имя; буквы: Б, К, З, Ц, Е, Ч; слова: мама, стол, ствол.
Письмо оценивается в целом, а не каждая проба в отдельности, как в других заданиях.
45 баллов - не более 1 ошибки в написании или незнание одной буквы;
30 баллов – незнание 2-3 букв или их неточное написании;
15 баллов – не более 4 ошибок дисграфического характера (зеркальность, смешение букв по фонетическому или артикуляционному сходству) или до 5 иных ошибок;
0 баллов – более 4 дисграфических ошибок или более 5 других, отсутствие навыков письма.
Инструкция: я буду диктовать, а ты пиши.
Настала осень. Дует холодный ветер. Солнце светит тускло. Часто идут дожди. В лесу стоит тишина.
«ПТИЦЫ»
Наступил декабрь. Выпал пушистый снег. Он покрыл всю землю белым ковром. Замёрзла речка. Птицам голодно. Они ищут себе пищу. Дети кладут в кормушку хлеба и зёрен.
Оценка.
2-й класс:
45 баллов - не более 3 ошибок, связанных с нарушением правил орфографии или пунктуации или пропуском слова при письме под диктовку;
30 баллов – допускаются до 5 погрешностей недисграфического характера и /или 1-2 дисграфического;
15 баллов – до 5 орфографических и пунктуационных ошибок и/или не более 5 дисграфических;
0 баллов – множественные дисграфические и орфографические ошибки.
3-й класс:
45 баллов – не более 2 ошибок, связанных с нарушением правил орфографии или пунктуации или пропуском слова при письме под диктовку;
30 баллов – допускаются до 3 погрешностей недисграфического характера;
15 баллов – до 5 орфографических ошибок и/или не более 2 дисграфических;
0 баллов – множественные дисграфические и орфографические ошибки.
Полезно проанализировать качество дисграфических ошибок. Мы выделяли ошибки нескольких типов, но в индексы были включены штрафные оценки только за два типа ошибок: 1) замены букв по звуковому сходству; 2) грамматические ошибки на письме.
Штрафные баллы для обоих типов ошибок
0 баллов – отсутствие ошибок4
-5 баллов – одна ошибка;
-10 баллов - две ошибки;
-15 баллов – три и более ошибки.
С е р и я 3.ИССЛЕДОВАНИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ.
Первоклассникам предлагается прочесть слова:
Мак юла флаг блеск
Нож курица йод ствол
День дерево цирк ванна
Пила собака стул диван
Ем сапоги крик забор
Юг голубика шмель индюк
Учащимся второго и третьего класса даётся для чтения текст «Как я лови раков» (А. Н. Корнев, 1997). В конце каждой строки указано количество прочитанных на данный момент слов.
В нашей деревне текут два ручейка. В них живёт много раков. Мальчики ловят (13)
их руками под камнями, в дырах между корнями или под берегом. Потом они (26)
варят их и лакомятся ими. Одного рака я получил от моего друга, и он мне очень (42)
понравился, был очень вкусный. Мне тоже захотелось ловить раков. Но легко (53)
сказать, а трудно сделать. У раков своё оружие – клешни, которыми они (64)
щиплются как следует. Кроме того, я боялся сунуть руку в дыру между корнями. (77)
Ведь можно прикоснуться к лягушке или даже змее! Мой друг посоветовал мне, (89)
Как можно ловить раков совсем по-другому. Нужно привязать на длинную палку (100)
тухлое мясо. Рак крепко схватит мясо, и затем его легко вытащить из воды, (113)
как рыбу на удочке. Этот способ мне очень понравился, и поэтому я подготовил все (127)
нужные вещи. В пруду я нашёл глубокое место и сунул палку в воду. Сижу спокойно. (142)
Вода чистая, но раков я не видел нигде. Вдруг я заметил усы, потом глаза и клешни, (158)
и, наконец, весь рак медленно вылез к мясу. Потом схватил мясо клешнями и разорвал (172)
его челюстями. Я очень осторожно вытянул свою удочку из воды – и рак лежит (185)
на траве. Я наловил много раков. Мама их сварила. Какими они были красными! (198)
И очень вкусными! (202)
Для выяснения степени понимания смысла прочитанного, следует задать ребёнку 2-3 вопроса, или попросить пересказать, что он успел прочесть.
Оценка производится по трём критериям.
1-й класс (начало обучения)
Критерий скорости чтения.
15 баллов – высокая скорость чтения, соответствующая 15 и более словам в минуту;
10 баллов – средняя скорость чтения, от 8 до 14 слов в минуту;
5 баллов – низкая скорость чтения, 7 и менее слов в минуту;
0 баллов – отсутствие навыка чтения.
Критерий способа чтения.
15 баллов – чтение целыми словами;
10 баллов – послоговое чтение;
5 баллов – побуквенное чтение;
0 баллов – отсутствие навыка чтения.
Критерий правильности чтения.
15 баллов – допущено не более трёх ошибок с самокоррекцией;
10 баллов – не более 6 ошибок на уровне слова или слога;
5 баллов – до 10 ошибок на уровне слова, слога и букв;
0 баллов – множественные ошибки на уровне слога и буквы, отсутствие навыка чтения.
2-й класс.
Критерий скорости чтения.
15 баллов – высокая скорость чтения, от 60 слов в минуту и выше;
10 баллов – средняя скорость чтения, от 45 до 59 слов в минуту;
5 баллов – низкая скорость чтения, от 30 до 44 слов;
0 баллов – очень низкая скорость чтения, 29 и менее слов в минуту.
Критерий правильности чтения.
15 баллов – не более 3 ошибок с самокоррекцией;
10 баллов – не более 6 ошибок на уровне слова, большая часть исправлена самостоятельно;
5 баллов – до 6 ошибок на уровне слова и слога, без самокоррекции;
0 баллов – множественные ошибки на разных уровнях.
Критерий понимания смысла прочитанного.
15 баллов – полное понимание смысла прочитанного;
10 баллов – неполное понимание;
5 баллов – фрагментарность или незначительное изменение смысла ситуации;
0 баллов – отсутствие понимания прочитанного или грубое искажение смысла.
3-й класс.
Критерий скорости чтения.
15 баллов – высокая скорость чтения, 90 и выше слов в минуту;
10 баллов – средняя скорость чтения, от 70 до 89 слов в минуту;
5 баллов – низкая скорость чтения, 50-69 слов в минуту;
0 баллов – очень низкая скорость чтения, 49 и менее слов в минуту.
Критерий правильности чтения.
15 баллов – не более 3 ошибок с самокоррекцией;
10 баллов – до 5 ошибок, частично с самокоррекцией;
5 баллов – до 6 ошибок без коррекции;
0 баллов – множественные ошибки.
Критерий понимания смысла прочитанного.
15 баллов – полное понимание смысла прочитанного;
10 баллов – неполное понимание;
5 баллов – фрагментарность или незначительное изменение смысла ситуации;
0 баллов – отсутствие понимания прочитанного или грубое искажение смысла.
Балл за чтение складывается из суммы оценок по каждому критерию.