Максимальный балл за серию – 30 баллов.

Б) Понимание предложных конструкций с обозначением места.

А) Понимание обратных конструкций.

Оценка.

Г) Понимание названий действий, близких по значению.

В) Понимание далёких по значению и звучанию названий действий

Б) Понимание близких по звучанию названий предметов.

А) Понимание далёких по звучанию и значению названий предметов.

Блок 2. ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ.

Максимальный балл за всю серию – 120 баллов.

В) Словоупотребление

Максимальная оценка за два задания – 45 баллов.

Б) Называние действий по картинкам.

А) Называние предметов по картинкам.

Инструкция: называй, пожалуйста, картинки по порядку. Отвечай одним словом.

Часы, пальто, очки, кровать, лестница

Карандаш, сито, руль, колесо, лопата

Крокодил, свеча, прищепка, кастрюля, пылесос

В первой строчке указаны среднечастотные слова, во второй и третьей низкочастотные.

Инструкция: что делают на картинках? Отвечай одним словом.

Одевает, кормит, плавает, плачет, строит

Копает, гладит, рисует, вяжет, рубит

Подметает, причёсывается, трёт, привязывает, черпает (набирает)

В первой строчке указаны среднечастотные слова, в других – низкочастотные.

 

Оценка за называние предметов и действий

3 балла – точное название;

2 балла – поиск с нахождением правильного наименования или ответ словосочетанием;

1 балл – близкая вербальная замена, искажение звуковой структуры слова;

0 баллов – отказ, далёкая словесная парафазия, замена глагола на существительное и наоборот.

При окончательной оценке этой серии учитываются соответствующие ошибки, допущенные при выполнении заданий на проверку грамматического строя речи, за каждую из которых начисляются штрафные очки по системе, описанной выше. Затем полученное значение переводится в балл за словоупотребление по следующей шкале:

30 баллов – за 5 и менее штрафных очков в пробах на грамматический строй;

20 баллов – за 6-15 штрафных очков в пробах на грамматический строй;

10 баллов – за 16-25 штрафных очков;

0 баллов – за 26 и более штрафных очков.

Наивысшая оценка за это задание – 30 баллов.

 

С е р и я 1.ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВ.

Инструкция: рассмотри картинки внимательно, а теперь посмотри на меня, послушай, а потом покажи, пожалуйста, то, что я назвала.

В каждом задании предъявляются все 10 картинок одновременно, что создаёт поле выбора. Перед началом работы следует уточнить, что нарисовано на картинках. Желательно, чтобы в момент, когда ребёнок слушает названия, он не смотрел на стимульный материал.

Бутылка, кошка, женщина, яблоко, сумка, рыба

Письмо, дверь; самолёт, цветок; женщина, яблоко, кошка; письмо, бутылка, дверь; сумка, цветок, рыба.

коза трава, бочка,

трава точка, мишка, коса

бочка коза, дрова, почка

дрова, коса мишка, точка

почка, миска трава, дочка миска

работает прыгает, поёт

стирает поливает, едет

играет поёт, работает, смотрит

едет едет, готовит, поливает

готовит, смотрит стирает, продаёт, играет

ставит крутит, несёт

катит ведёт, кладёт

несёт держит, ставит, катит

тянет, бросает бросает, вешает, несёт

кладёт, ведёт, тянет ставит, крутит, ведёт

3 балла – правильное выполнение;

2 балла - перенос, увеличение латентного времени выбора картинки;

1 балл – изменение порядка слов;

0 баллов – пропуски, замены, добавления слов.

При максимально успешном выполнении за каждый из видов заданий на понимание слов (а, б, в, г) может быть начислено по 30 баллов, что в сумме за серию составляет 120 баллов.

 

С е р и я 2.ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ СЛОЖНЫХ ЛОГИКО_ГРАММАТИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ.

Инструкция: послушай внимательно и покажи картинку, на которой это нарисовано.

Мужчину обрызгала женщина. Трактором перевозится машина. Газету закрывает книга. Клеёнка покрыта скатертью. Девочкой спасён мальчик. Мама перевозится дочкой.

В ящике бочонок. Ящик за бочонком. На бочонке ящик. Бочонок перед ящиком.

Оценка:

3 балла – точное понимание;

2 балла – переспрос, самокоррекция;

1 балл – длительный поиск с нахождением правильной картинки;

0 баллов – неправильный выбор картинки.

Можно отдельно высчитать и проанализировать (а) понимание активных и пассивных конструкций с прямым и обратным порядком слов и конструкций с предлогами, отражающих пространственное расположение предметов (б).

 

С е р и я 3.ИССЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.

Оценивает повторение цепочек слогов, предъявляемых ранее при проверке моторного компонента (блок 1, серия 1 (г), 10 проб, не выделенных жирным шрифтом).