З) Завершение предложений.
Максимальный балл за задание – 15 баллов.
Ж) Дополнение предложения предлогами.
Е) Верификация предложений.
Максимальная оценка – 15 баллов.
Д) Составление предложений из слов в начальной форме.
Г) Повторение предложений.
Инструкция: повторяй за мной как можно точнее.
В саду было много красных яблок. Ранней весной затопило весь наш луг.
Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.
Коля сказал, что он не пойдёт сегодня гулять, потому что холодно.
На зелёном лугу, который был за рекой, паслись лошади.
Оценка за грамматическое структруирование.
3 балла – правильное выполнение;
2 балла – неправильный порядок слов, пропуск одного-двух членов предложения;
1 балл – негрубые аграмматизмы, параграматизмы, пропуск более двух членов предложения;
0 баллов – грубые аграмматизмы, существенное упрощение синтаксической схемы предложения, сочетание нескольких ошибок из предыдущих пунктов.
Максимальная оценка – 15 баллов.
Штрафные оценки за смысловые ошибки
0 баллов – правильное выполнение;
1 – смысловая неполнота;
2 – смысловая неточность, незначительное искажение ситуации;
3 – грубое искажение смысла, смысловая неадекватнось.
Инструкция: я назову слова, а ты попробуй составить из них предложение.
Доктор, лечить, дети.
Сидеть, синичка, на , ветка.
Груша, бабушка, внучка, давать.
Миша, собака, небольшая, бросить, косточка.
Петя, купить, шар, мама, красный.
Оценка грамматического строя речи.
3 балла –правильное выполнение;
2 балла – неправильный порядок слов, пропуск одного члена предложения, использование помощи в виде одного вопроса;
1 балл – негрубые аграмматизмы, пропуск нескольких членов предложения, необходимость развёрнутой помощи в виде нескольких вопросов.
0 баллов – грубые аграмматизмы, сочетание нескольких ошибок из предыдущих пунктов.
Штрафные оценки за смысловые ошибки
0 баллов – правильное выполнение;
1 балл – смысловая неполнота;
2 балла – смысловая неточность, незначительное искажение ситуации;
3 балла – невозможность смыслового программирования предложения, смысловая неадекватность.
Инструкция: я буду читать предложения, если ты заметишь ошибку, постарайся её исправить.
Собака вышла в будку. По морю плывут корабль. Дом нарисован мальчик. Хорошо спится медведь под снегом. Над большим деревом была глубокая яма.
Оценка грамматического структруирования
3 балла – правильное выполнение;
2 балла – использование стимулирующей помощи при выявлении или исправлении ошибки;
1 балл – ошибка выявлена, но не исправлена, либо исправлена с аграмматическими ошибками или упрощением структуры предложения;
0 баллов – ошибка не выявлена.
Максимальная оценка за задание – 15 баллов.
Штрафная оценка за смысловые ошибки:
0 баллов – отсутствие смысловых ошибок;
1 балл – смысловая неполнота;
2 балла – невозможность преодолеть смысловую ошибку, несмотря на её выявление, незначительные смысловые искажения;
3 балла – игнорирование смысловой ошибки, допущение грубых искажений смысла в ответах.
Инструкция: попробуй вставить пропущенное слово.
Лена наливает чай … чашки. Птенец выпал … гнезда. Щенок спрятался … крыльцом. Деревья шумят … ветра. Пёс сидит … конуры.
Оценка грамматического структруирвания
3 балла – правильное выполнение;
2 балла – самокоррекция;
1 балл – коррекция после стимулирующей помощи («подумай ещё»);
0 баллов – неправильное выполнение даже после помощи или отказ.
В этом задании смысловые ошибки не оцениваются, т.к. их здесь трудно выявить, большая часть ошибок в этой пробе обусловлена именно трудностями грамматического структруирования.
Инструкция: закончи предложение.
Игорь промочил ноги, потому что … Серёжа замёрз, хотя ….
Оценка за грамматическое структруирование
15 баллов – оба предложения достроены правильно;
10 баллов – самостоятельное и правильное завершение одного из предложений, использование стимулирующей помощи при работе со вторым;
5 баллов – правильное завершение только одного предложения или наличие грамматических ошибок в одном или обоих предложениях;
0 баллов – неправильное завершение обоих предложений или отказ от выполнения.
Штрафная оценка за смысловые ошибки
0 баллов – отсутствие смысловых ошибок;
1 балл – смысловые ошибки с самокоррекцией или коррекцией после стимулирующей помощи;
2 балла – невозможность достроить смысловую программу одного из предложений;
3 балла - невозможность достроить смысловую программу в обоих предложениях.