Максимальная оценка за всю серию – 120 баллов.

Максимальный балл за это задание – 30 баллов.

Г) Повторение цепочек слогов

Максимальная оценка – 30 баллов.

В) Исследование орального праксиса и артикуляционной моторики

Максимальная оценка за задание б) соответствует 30 баллам.

Максимальная оценка – 15 баллов.

Максимальная оценка – 15 баллов.

Б) Исследование сформированности звукослоговой структуры слова

Максимальная оценка – 30 баллов.

А) Исследование звукопроизношения

Инструкция: повторяй за мной слова.

Собака – маска – нос, сено – косить – высь, замок – коза, зима – ваза,

цапля – овца – палец, шуба – кошка – камыш, жук – ножи, щука – вещи – лещ,

чайка – очки – ночь, рыба – корова – топор, река – варенье – дверь,

лампа – молоко – пол, лето – колесо – соль.

При необходимости можно уточнить произношение других согласных звуков.

Оценка

Все звуки условно разделены на пять групп: свистящие, шипящие, л, ль, р, рь, все остальные звуки. Каждая из выделенных пяти групп оценивается отдельно, полученные баллы суммируются.

6 баллов – нормативное произношение всех звуков группы;

4 балла - один звук или несколько звуков доступны правильному произношению, но в спонтанной речи подвергаются искажениям или заменам (т.е. недостаточно автоматизированы);

2 балла – искажается или заменяется во всех речевых ситуациях только один звук из группы;

0 баллов – искажаются или заменяются несколько звуков группы или все.

О произношении каждого звука в разной позиции и при разной степени самостоятельности речи можно судить по ходу дальнейшего обследования. Таким образом, окончательная оценка звукопроизношения осуществляется по результатам обследования в целом.

Инструкция: повторяй за мной слова.

Скакалка кинотеатр танкист

баскетбол космонавт перепорхнуть

милиционер аквалангист сковорода

термометр

Оценка каждой пробы осуществляется по двум критериям:

Оценка слоговой структуры слова.

1,5 балла – чёткое и правильное воспризведение слова;

1 балл – замедленное, напряжённое или послоговое воспроизведение, но без нарушения структуры;

0,5 балла – изменение структуры слогов внутри слова (замена закрытого слога открытым и наоборот, упрощение слога за счёт пропуска согласного звука при стечении: баскебол, терморметр, перепохнуть) с сохранением общего количества слогов в слове;

0 баллов – нарушение слоговой структуры слова (пропуски, вставки, перестановки, уподобление слогов: аклавангист, скоровода, мометр, велоспист, авкалавандист).

Оценка звуковой структуры слова.

1,5 балла – правильное повторение;

1 балл - повторение с искажением, заменой, пропуском или вставкой двух звуков (акваландист, коснонавт, танкис);

0,5 – повторение слова с искажением, замено, пропуском или вставкой двух звуков (кинтеатор, баспебол);

0 баллов – повторение слова с искажением, заменой, пропуском или вставкой трёх и более звуков (ахлаванис, восибесдист).

Инструкция: делай, пожалуйста, так, как я скажу.

1) Надуй щёки. 2) Надуй одну щеку. 3) Надуй другую.

4) Упри язык в правую щеку. 5) Помести язык между верхними зубами и верхней губой.

 

Если движение по инструкции ребёнок не выполняет, то предлагается образец. Все последующие пробы делаются по показу.

Инструкция: повторяй за мной движения.

1) Губы выдвинуты вперёд «Трубочкой».

2) Язык «Лопаточкой».

3) Упражнение «Маятник».

4) Упражнение «Качели».

5) Чередование движений губами : «Улыбка» - «Трубочка».

Оценка

3 балла – точное и правильное выполнение;

2 балла – замедленное и напряжённое выполнение или выполнение по показу;

1 балл – длительный поиск позы, или неполный объём движения, или отклонения в конфигурации;

0 балл – невыполнение или наличие ошибок (синкинезий, гиперкинезов, тремора).

 

Инструкция: повторяй за мной слоги.

 

а-и-у – у-а-и ба-па - па-ба ма-на

са-ша - ша-са ча-тя - тя-ча жа-ща

би-ба-бо - бо-ба-би жа-ша-ша - ша-жа-ша ла-ра

ма-на-ма - на-на-ма ла-ра-ра - ра-ра-ла ца-са-ца

 

Это комплексное задание, оно позволяет оценить как серийную организацию речевых движений, так и особенности фонематического восприятия. Вначале предъявляется первый член пары (а-и-у), который воспроизводится ребёнком. Следом в таком же режиме предъявляется второй член (у-а-и). в этой серии оценивается только 10 проб, выделенных жирным шрифтом, выполнение остальных цепочек учитываются при оценке фонематического слуха в блоке «Импрессивная речь».

Оценка.

3 балла - точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления;

2 балла – напряжённое или замедленное воспроизведение;

1 балл – употобление слогов с самокоррекцией;

0 баллов – уподобление, искажение, сокращение количества слогов или отказ.

 

 

С е р и я 2.ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ.