Максимальная оценка за всю серию – 120 баллов.
Максимальный балл за это задание – 30 баллов.
Г) Повторение цепочек слогов
Максимальная оценка – 30 баллов.
В) Исследование орального праксиса и артикуляционной моторики
Максимальная оценка за задание б) соответствует 30 баллам.
Максимальная оценка – 15 баллов.
Максимальная оценка – 15 баллов.
Б) Исследование сформированности звукослоговой структуры слова
Максимальная оценка – 30 баллов.
А) Исследование звукопроизношения
Инструкция: повторяй за мной слова.
Собака – маска – нос, сено – косить – высь, замок – коза, зима – ваза,
цапля – овца – палец, шуба – кошка – камыш, жук – ножи, щука – вещи – лещ,
чайка – очки – ночь, рыба – корова – топор, река – варенье – дверь,
лампа – молоко – пол, лето – колесо – соль.
При необходимости можно уточнить произношение других согласных звуков.
Оценка
Все звуки условно разделены на пять групп: свистящие, шипящие, л, ль, р, рь, все остальные звуки. Каждая из выделенных пяти групп оценивается отдельно, полученные баллы суммируются.
6 баллов – нормативное произношение всех звуков группы;
4 балла - один звук или несколько звуков доступны правильному произношению, но в спонтанной речи подвергаются искажениям или заменам (т.е. недостаточно автоматизированы);
2 балла – искажается или заменяется во всех речевых ситуациях только один звук из группы;
0 баллов – искажаются или заменяются несколько звуков группы или все.
О произношении каждого звука в разной позиции и при разной степени самостоятельности речи можно судить по ходу дальнейшего обследования. Таким образом, окончательная оценка звукопроизношения осуществляется по результатам обследования в целом.
Инструкция: повторяй за мной слова.
Скакалка кинотеатр танкист
баскетбол космонавт перепорхнуть
милиционер аквалангист сковорода
термометр
Оценка каждой пробы осуществляется по двум критериям:
Оценка слоговой структуры слова.
1,5 балла – чёткое и правильное воспризведение слова;
1 балл – замедленное, напряжённое или послоговое воспроизведение, но без нарушения структуры;
0,5 балла – изменение структуры слогов внутри слова (замена закрытого слога открытым и наоборот, упрощение слога за счёт пропуска согласного звука при стечении: баскебол, терморметр, перепохнуть) с сохранением общего количества слогов в слове;
0 баллов – нарушение слоговой структуры слова (пропуски, вставки, перестановки, уподобление слогов: аклавангист, скоровода, мометр, велоспист, авкалавандист).
Оценка звуковой структуры слова.
1,5 балла – правильное повторение;
1 балл - повторение с искажением, заменой, пропуском или вставкой двух звуков (акваландист, коснонавт, танкис);
0,5 – повторение слова с искажением, замено, пропуском или вставкой двух звуков (кинтеатор, баспебол);
0 баллов – повторение слова с искажением, заменой, пропуском или вставкой трёх и более звуков (ахлаванис, восибесдист).
Инструкция: делай, пожалуйста, так, как я скажу.
1) Надуй щёки. 2) Надуй одну щеку. 3) Надуй другую.
4) Упри язык в правую щеку. 5) Помести язык между верхними зубами и верхней губой.
Если движение по инструкции ребёнок не выполняет, то предлагается образец. Все последующие пробы делаются по показу.
Инструкция: повторяй за мной движения.
1) Губы выдвинуты вперёд «Трубочкой».
2) Язык «Лопаточкой».
3) Упражнение «Маятник».
4) Упражнение «Качели».
5) Чередование движений губами : «Улыбка» - «Трубочка».
Оценка
3 балла – точное и правильное выполнение;
2 балла – замедленное и напряжённое выполнение или выполнение по показу;
1 балл – длительный поиск позы, или неполный объём движения, или отклонения в конфигурации;
0 балл – невыполнение или наличие ошибок (синкинезий, гиперкинезов, тремора).
Инструкция: повторяй за мной слоги.
а-и-у – у-а-и ба-па - па-ба ма-на
са-ша - ша-са ча-тя - тя-ча жа-ща
би-ба-бо - бо-ба-би жа-ша-ша - ша-жа-ша ла-ра
ма-на-ма - на-на-ма ла-ра-ра - ра-ра-ла ца-са-ца
Это комплексное задание, оно позволяет оценить как серийную организацию речевых движений, так и особенности фонематического восприятия. Вначале предъявляется первый член пары (а-и-у), который воспроизводится ребёнком. Следом в таком же режиме предъявляется второй член (у-а-и). в этой серии оценивается только 10 проб, выделенных жирным шрифтом, выполнение остальных цепочек учитываются при оценке фонематического слуха в блоке «Импрессивная речь».
Оценка.
3 балла - точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления;
2 балла – напряжённое или замедленное воспроизведение;
1 балл – употобление слогов с самокоррекцией;
0 баллов – уподобление, искажение, сокращение количества слогов или отказ.
С е р и я 2.ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ.