Блок 1. ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ.
Речевые пробы для учащихся 1 – 3 классов.
Второй раздел.
Направлен на проверку письменной речи. Он состоит из трёх серий, которые представлены в вариантах несколько отличающихся для первоклассников и учащихся 2-3 классов.
1-я серия
Исследует предпосылки письменной речи. Она включает по пять проб на языковой и звукобуквенный анализ, предназначенных определить количество слов в предложении, слогов и звуков в слове и т.д.
2-я серия
Направлена на оценку письма. Первоклассники должны написать под диктовку буквы, своё имя и два слова (стол, ствол). Испытуемым постарше предлагается небольшой диктант. Тексты диктантов для 2 и 3 классов взяты из пособия И. Н. Садовниковой. При анализе результатов учитывается количество дисграфических ошибок и их типы, а также количество не дисграфических ошибок.
3-я серия
Проверяет навыки чтения. Первоклассникам предлагается прочитать слова, более старшим детям даётся для чтения текст «Как я ловил раков». Выполнение оценивается по трём критериям. Для учеников 1 класса – скорость, способ и правильность чтения. Для учащихся 2-3 классов - скорость, правильность и понимание смысла прочитанного.
Таким образом, вся методика состоит из 206 проб, в том числе:
134 – на проверку экспрессивной речи;
60 – импрессивной;
12 – письменной.
Для каждой серии и каждой группы заданий разработана своя система бальной оценки с учётом характера, степени тяжести и количества допускаемых ошибок. Общим для всех проб является четырёхуровневый характер оценки. В большинстве случает это 0; 1; 2; 3 балла, в пробах на связную и письменную речь – 0; 5; 10; 15 баллов, а в заданиях на проверку сформированности слоговой и звуковой структуры слова – 0; 0,5; 1; 1,5. В последнем случае так происходит потому, что при оценке звуко-слоговой структуры слова начисление баллов за каждую пробу производится раздельно для звукового и слогового состава. Поскольку итоговая оценка равна 30 баллам, то на каждый из этих компонентов приходиться при максимальной успешности по 15, а на одну пробу по 1,5 балла.
При первичной обработке производится суммирование баллов за каждую пробу, группу заданий, серию, блоки и методику в целом. Максимально успешный результат соответствует 900 баллам. Можно перевести полученное абсолютное значение в процентное выражение. Если принять 900 баллов за 100%, то индивидуальный процент успешности выполнения методики можно вычислить, умножив суммарный балл за весь тест на 100 и разделив полученный результат на 900. Высчитанное таким образом процентное выражение качества выполнения методики можно соотнести с одним из четырёх уровней успешности:
4 уровень – 100 - 80%;
3 уровень – 79,9 – 65%;
2 уровень – 64,9 – 50%;
1 уровень – 49,9% и ниже.
По результатам обработки протоколов обследования вычерчивается индивидуальный речевой профиль для каждого ребёнка. На нём наглядно видно, какие компоненты речевой системы страдают в большей степени, а какие относительно сохранны. Для этого необходимо высчитать успешность выполнения каждой серии в процентном соотношении (умножить начисленное за серию количество баллов на 100 и разделить полученный результат на максимально возможный). В первой серии целесообразно проделать такую процедуру для каждой группы заданий. Для вычерчивания профиля следует по вертикальной оси отложить успешность выполнения заданий в процентах, а по горизонтали - название измеряемых параметров: 1 – звукопроизношение; 2 – слоговая структура слова; 3 – звуковая структура слова; 4 – артикуляционная моторика; 5 – словообразовательные навыки; 6 – грамматическ5ий строй речи; 7 – связная речь; 8 – номинативная функция речи; 9 – импрессивная речь; 10 – навыки языкового анализа; 11 – письмо; 12 – чтение. Сопоставление речевых профилей, полученных при первичном и повторных обследованиях, наглядно показывает динамику речевого развития и свидетельствует о степени эффективности проводимой с ребёнком коррекционной работы.
Однако этим возможности методики не исчерпываются. Как уже отмечалось, помимо основной оценки, существует ещё система дополнительных оценок, часть из которых осуществляется через начисление штрафов. Они также имеют бальное выражение, только с отрицательным знаком.
При оценке грамматического строя речи штрафные баллы начисляются за:
- ошибки, связанные с трудностями смыслового программирования (смысловая неполнота, смысловая неточность, смысловая неадекватность);
- лексические ошибки (поиск слова, близкие или далёкие словесные замены, неадекватное словоупотребление);
- ошибки, обусловленные недостатками фонематического восприятия, когда вместо предъявленного слова «шар» ребёнок воспроизводит «шарф», вместо «комки» - «коньки» и т.д.
При анализе связной речи штрафуются:
- вербальные ошибки (поиск и замены слов);
- ошибки, связанные с инертностью и проявляющиеся в стереотипности используемых синтаксических схем.
При оценивании письма штрафы начисляются за фонетические и грамматические (для учащихся 2-3 классов) ошибки.
Все эти баллы, кроме оценки за словоупотребление в пробах на грамматический строй речи, не входят в общий балл. Они используются для углублённого анализа результатов обследования, которое проводится с помощью вычисления индексов, позволяющих судить о функциональном состоянии передних и задних отделов мозга.
Другие дополнительные оценки не являются штрафами. Это некоторые количественные нейролингвистические характеристики связной речи, которые могут быть полезны при интерпретации результатов обследования:
- длина самостоятельно составленного текста;
- средняя длина синтагмы, т.е. среднее количество слов в отрезке между паузами;
- индекс прономинализации, т.е. отношение доли местоимений к доли существительных.
Первая из этих характеристик включена в передний индекс.
Передний индекс состоит из следующих параметров:
1) Оценка за смысловую адекватность рассказа по серии сюжетных картинок;
2) Оценка за смысловую адекватность пересказа текстов;
3) Штрафная оценка за смысловые ошибки в пробах, оценивающих грамматический строй речи (со знаком «-»);
4) Балл за среднюю длину текста;
5) Оценка сформированности слоговой структуры слова;
6) Оценка за составление предложений по картинкам (II);
7) Оценка за составление предложений по картинкам (III);
8) Оценка за составление предложений из слов в начальной форме;
9) Оценка за повторение предложений;
10) Оценка за верификацию предложений;
11) Оценка за дополнение предложений предлогами;
12) Оценка за завершение предложений;
13) Оценка за образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах;
14) Оценка за программирование текста в рассказе по серии сюжетных картинок;
15) Оценка за программирование текста в пересказе;
16) Оценка за грамматическое оформление пересказа;
Задний индекс складывается из следующих оценок:
1) Балл, оценивающий звукопроизношение;
2) Балл за пробу на проверку состояния орального праксиса и артикуляционной моторики;
3) Балл за звуковую структуру слова;
4) Штрафные баллы за ошибки, обусловленные трудностями фонематического восприятия в пробах на грамматический строй (со знаком «-»);
5) Балл за пробы на звуковой анализ;
6) Штрафные баллы за фонетические ошибки на письме (со знаком «-»);
7) Балл за называние предметов;
8) Балл за называние действий;
9) Балл за понимание близких по звучанию названий предметов;
10) Балл за понимание логико-грамматических конструкций;
11) Штрафная оценка за вербальные замены в пробах на связную речь (со знаком «-»).
Для вычисления индексов применяется сложная многоступенчатая статистическая процедура. Однако для практических целей можно использовать более простой способ. Индексы сконструированы таким образом, что максимально возможная оценка как за передний, так и за задний индексы соответствует 240 баллам. Сложив баллы за все перечисленные показатели, можно получить искомые величины, сравнить их с максимальной оценкой и между собой. При этом следует учесть, что при такой системе подсчёта в норме обычно задний индекс несколько выше переднего. (Например, у первоклассников с нормальным речевым развитие передний индекс в среднем соответствует 182,3 балла, а задний – 199,0. У детей с ОНР и ЗПР наблюдается такая же тенденция, но выраженная ярче. Например, у 50 первоклассников с речевой патологией передний индекс в среднем соответствует 90,8 балла, в то время как задний балл - 132,0. При этом соотношение индивидуальных индексов очень разнообразно. Но и есть и такие дети, у которых передний индекс может быть выше заднего.)
Вся информация должна быть учтена при разработке стратегии коррекционного воздействия. В логопедической практике основное внимание уделяется трудностям экспрессивной речи, формированию операций комбинирования языковых единиц и их сукцессивной организации. Это оправданно, так как именно эти нарушения у большинства младших школьников с речевым недоразвитием и задержкой психического развития являются ведущими. Однако семантические трудности, дефектность выбора языковых единиц, проявляющиеся в полном понимании близких по значению слов, сложных логико-грамматических отношений, в недостатках звукоразличения, несформированности речевых кинестезий, в неточном словоупотреблении, также входят в структуру речевого дефекта как при ОНР, ЗПР, так и при других речевых нарушениях (системном недоразвитии речи), и, следовательно, требуют коррекционных усилий.
Внутри индексов возможен и более дифференцированный анализ. Например, в переднем индексе показатели с 1-го по 3-й в большей мере связаны с функцией программирования, а все остальные – с функцией серийной организации. В заднем индексе можно выделить параметры, характеризующие фонематическое восприятие (4-6-й), лексико-семантический (7 – 9-й), логико-грамматический (10-й) и кинестетический (1 – 3-й) компоненты.
Все эти сведения позволяют более тонко проанализировать структуру речевого нарушения в каждом конкретном случае.
Раздел I. Устная речь.
С е р и я 1.УРОВЕНЬ МОТОРНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ