Диагностика в школе.

б) образование фраз по следующим пяти картинкам большей сложности, требующих использования предлогов как простых (в, под), так и сложных (из-за, из-под);

в) составление фраз по последним пяти картинкам, самым трудным, предусматривающим построение сложных предложений или предложений с прямым и косвенным дополнением, однородными членами, инфинитивной группой (школьница пришла навестить свою больную подругу и принесла ей цветы. Мальчик несёт лестницу, чтобы помочь малышу достать шарик, который зацепился за ветку.);

Эти три группы проб очень информативны. Они провоцируют не только грамматические, но и многочисленные лексические ошибки, а так же выявляют трудности смыслового программирования. Все ошибки фиксируются, но при начислении баллов за эту серию принимаются во внимание только грамматические ошибки, остальные в виде штрафных баллов учитываются в других разделах методики.

г) пять проб на повторение предложений разного словонаполнения и грамматической сложности. Известно, что ребёнок может воспроизвести предложение того уровня грамматической сложности, которым он овладел в собственной речи. Как и большинство проб, эти задания носят комплексный характер. На успешность их выполнения влияют также объём вербального материала, качество слухового восприятия и слухоречевой памяти. Среди типичных ошибок при выполнении этой группы заданий встречаются вербальные и литеральные парафазии, а также поиск слов и трудности удержания смысловой программы;

д) пять проб, предусматривающих составление предложений из слов в начальной форме (Петя, купить, шар, красный, мама). Это сложные задания, которые требуют не только правильного грамматического структруирования, но и построения верной смысловой программы. При их выполнении возможны пропуск и замена слов, смысловые и грамматические ошибки, нарушение порядка слов в предложении;

е) пять проб на верификацию предложений . ошибки, которые подлежат исправлению, могут быть как грамматическими, так и смысловыми (Хорошо спится медведь под снегом. Над большим деревом была глубокая яма.) При оценке выполнения этого задания также фиксируются как грамматические, так и лексические ошибки;

ж) пять проб на дополнение предложений пропущенными предлогами (Щенок спрятался … крыльцом);

з) две пробы, предлагающие закончить предложения (Серёжа промочил ноги, потому что …);

и) по пять проб на образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах (стол – столы – много столов).

 

4-я серия

Направлена на обследование состояния связной речи. Младшим школьникам предлагается два задания:

а) составление рассказа по серии сюжетных картинок. Построение программы высказывания здесь опосредовано внешними опорами, что облегчает выполнение задания;

б) пересказ текста «Галка и голуби». Это задание сложнее предыдущего, оно провоцирует множественные лексические, грамматические и семантические ошибки;

Пробы на связную речь также носят комплексный характер. Для того чтобы оценка дифференцировала природу трудностей, оба задания оцениваются по четырём критериям: по смысловой адекватности, возможности программирования текста, грамматического оформления, лексического оформления. Из совокупности оценок по каждому из критериев высчитывается общий балл за задание.

 

5-я серия

Проверяет номинативную функцию речи. Она включает два задания по 15 проб в каждом:

а) называние предметов, изображённых на картинках, обозначаемых средне- и низкочастотными словами (пальто, очки, кровать, руль, кастрюля);

б) называние изображённых на картинках действий, обозначаемых средне- и низкочастотными словами (плавает, плачет, строит, вяжет, трёт).

Блок 2.Направлен на исследование импрессивной речи. Он состоит из трёх серий.

1-я серия

Включает четыре вида заданий по 10 проб в каждом:

а) пробы на понимание далёких по значению и звучанию слов, обозначающих названия предметов (яблоко, кошка, самолёт, цветок);

б) пробы на понимание близких по звучанию слов, обозначающих названия предметов (бочка – дочка – почка - точка);

в) пробы на понимание далёких по звучанию и значению слов, обозначающих действия (работает – продаёт – стирает - поливает);

г) пробы на понимание близких по значению слов, обозначающих действия (кладёт – ставит - вешает).

Эти пробы выявляют недостаточность акустического анализа, слабость слухо-речевой памяти ( нарушения как объёма, так и порядка удержания элементов), а также трудности семантической дифференциации слов.

2-я серия

Проверяет понимание сложных логико-грамматических конструкций и состоит из заданий двух видов;

а) шесть проб на понимание обратимых конструкций, в том числе активных с обратным порядком слов и пассивных с прямым (Мальчик спасён девочкой. Трактором перевозится машина.);

б) четыре пробы на понимание предложных конструкций с обозначением места (Бочонок перед ящиком. Ящик за бочёнком.).

 

3-я серия

Исследует особенности фонематического восприятия. В ней 10 проб на повторение слогов с фонетически близкими звуками. На успешность выполнения этого задания, помимо акустических трудностей, влияет и недостаточность моторного компонента, трудности серийной организации речевых движений.