Методическое пособие

Психологическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

Бланк опроса детей дошкольного возраста

ХИТРАЯ ЛИСА

Ход занятия

Диагностика

Литература

Зинкер Дж.С. Предисловие к книге Д.Кемпнера "Телесный процесс" //Гештальт-94. Минск, 1995.

Калитеевская Е.Р. Психическое здоровье как способ бытия в мире: от объяснения к переживанию // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д.А.Леонтьева, В.Г.Щур. М.: Смысл, 1997. С.231-238.

Yontef G.M. Awareness, dialogue, and process. Essays on gestalt therapy. Highland, 1993.

 

 

№1

Цель - выявить способность детей дошкольного возраста отвечатьна поставленный вопрос и запоминать вопрос.

Задачи:

1. Найти помощника (второй воспитатель)

2. Составить список детей (6-8 деток).

3. Организовать и провести сюрпризный момент (заинтересовать детей сказкой).

4. Прочитать сказку «Хитрая лиса».

5. Задать детям один из перечисленных ниже вопросов.

6. Выслушать ответ ребёнка.

7. Попросить ребёнка повторить вопрос.

8. Зафиксировать на бланке точность:

· воспроизведения вопроса;

· ответа на вопрос.

1. Педагог предлагает детям послушать сказку, которая ему … приснилась (или рассказало волшебное дерево и т.п.).

2. Педагог с выражением читает сказку.

Бегала лиса по полю. Увидели её собаки и погнались за ней: вот-вот настигнут. Лиса вдруг круто свернула. Собаки пронеслись мимо. Лиса кинулась в кусты. Только собаки лису и видели.

3. После прочтения сказки педагог задаёт детям следующие вопросы:

· понравилась ли им сказка;

· и кто из деток такой внимательный, что запомнил сказку и сможет ответить на мой вопрос (один из нижеперечисленных)?

 

4. Педагог читает один из вопросов (любой из перечисленных ниже) и предлагает поочерёднокаждому ребёнку ответить на заданный вопрос.

Вопросы:

a. Кто бегал по лесу?

или:

b. Кто же погнался за лисой?

или:

c. Где же бегала лиса?

 

5. Во время ответов детей помощник воспитателя (другой практикант) должен зафиксировать точность ответов детей в бланке (см. бланк).

6. Ведущий-воспитатель задаёт детям вопрос: «А кто же помнит вопрос, на который вы отвечали, который я вам задала»?

7. Помощник ведущего заполняет бланк.

 

Название образовательного учреждения

Группа

Цель - выявить способность детей после прослушанной сказки отвечатьна поставленный вопрос и запоминать вопрос.

 

Фамилия, имя ребёнка Число, месяц, год рождения ребёнка Уровень внимания в процессе слушания сказки Точность ответа на вопрос педагога Способность запоминания и воспроизведения вопроса
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

 

 

*** Уровень внимания опишите следующими характеристиками:

· внимательно (не разговаривая, не отвлекаясь на посторонние шумы, слушал сказку);

· не внимательно;

· отвлекался частично (как).

 

 

Диагностику проводил:

 

 

 

 

 

Составители Лобаскова М.М., Мухордова О.Е., Шрейбер Т.В.

 

 

Методическое пособие предназначено для практических психологов образования. Пособие содержит в себе описание диагностических методов: схемы наблюдения, тесты, опросники. В пособие включены наиболее адекватные методики исследования личности дошкольников, познавательной, эмоционально-волевой, коммуникативной сфер. Описанные в пособии методики снабжены стимульным материалом, инструкциями, ключами и способами интерпретации полученных результатов.

Предлагаемые в пособии материалы могут быть использованы в деятельности воспитателей, руководителей детских дошкольных учреждений.

 

Содержание

Введение 3

Организация психодиагностического исследования 5

Рекомендации к составлению психологического заключения 13

Психологическая диагностика в период раннего детства (от 1 года до 3 лет)

Краткая характеристика периода раннего детства 27

Психолого-педагогические параметры готовности поступления ребёнка в

дошкольное учреждение (К.Л.Печора) 28

Исследование психофизиологической адаптации детей к условиям ДОУ 29

Диагностика уровня психического развития детей раннего

возраста (по Рычковой Н.А.) 30

Схема наблюдения за различными сторонами поведения маленького

ребёнка (Бейли Н.) 36

Психологическая диагностика в дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет)

Краткая характеристика дошкольного возраста 43

Исследование когнитивной сферы

Корректурная проба 45

Методика изучения непроизвольного и произвольного запоминания 46

Методика изучения активного словаря с помощью сюжетных картинок 47

Методика «Нелепицы» 47

Методика «Исключение лишнего» 48

Кубики Коса 48

Методика «Полянки» (Бардина Р.И.) 49

Тест «Дорисовка фигур» (Дьяченко О.М., Кириллова А.И.) 51

Диагностика психологической готовности к обучению в школе

Методика «Домик» 52

Стандартизированная беседа для изучения мотивационнной готовности к школе 53

Ориентировочный тест школьной зрелости А.Керна-Я.Йирасека 54

Графический диктант (Эльконин Д.Б.) 57

Изучение индивидуально-типологических особенностей дошкольников

Схема изучения темперамента по жизненным показателям свойств нервной

системы (Ильина А.И., Палей И.М.) 58

Изучение эмоционально-волевой сферы дошкольников

Программа наблюдения за эмоциональными проявлениями детей (Шванцара Й.) 60

Методика изучения развитости самоконтроля 61

Методика «Лестница» 61

Тест тревожности (Тэммл Р., Дорки М., Амен В.) 62

Диагностика межличностных отношений дошкольников со взрослыми и сверстниками

Социометрия 63

Цветовой тест отношений 64

Тест «Рисунок семьи» 65

Тест сказок Ж.Руайе 75

Методика изучения фрустрационных реакций С.Розенцвейга 77

Детский апперцептивный тест 82

Методика «Дом-Дерево-Человек» 91

Литература 103

Приложения 105

Введение.

Психологическая диагностика – один из основных видов деятельности практического психолога в дошкольном учреждении. Предметом психодиагностики в ДОУ являются индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психическом развитии.

Психологическая диагностика проводится психологом по запросу администрации ДОУ, воспитателя или родителей. В зависимости от запроса, цели психодиагностического обследования также могут быть различными: определение общего уровня психического развития детей, решение вопроса об определении ребенка в специализированное дошкольное учреждение (речевой детский сад, ДОУ для детей с задержкой психического развития и пр.), психодиагностика в рамках психологического консультирования по вопросу детско-родительских отношений и т.д.

При заключении договора между ДОУ и родителями в письменном виде подтверждается согласие родителей на участие их ребенка в диагностическом обследовании. Тем самым соблюдается принцип законности и добровольности в принятии психологической помощи.

При подготовке к диагностическому обследованию психолог заранее обязан информировать персонал и педагогов о времени, месте и участниках обследования, подготовить стимульный материал и инструментарий.

Содержание психодиагностического обследования составляют обязательные многократные наблюдения за ребёнком в различных ситуациях общения, игры, занятий (не менее 3 наблюдений в одних и тех же видах деятельности), беседы с воспитателями и самим ребёнком, анализ продуктов деятельности и документации, а также применение диагностических методик, направленных на изучение познавательной, эмоционально-волевой сферы ребёнка, уровня моторного развития, социальных контактов со взрослыми и сверстниками.

Результатом психодиагностики является написание психологического заключения с элементами прогноза дальнейшего развития и формулирования рекомендаций по оптимизации процесса развития в случае необходимости.

Информация о результатах психологического обследования должна предоставляться в строгом соответствии с этическими нормами и принципами диагностической работы профессионального психолога.

Психологическая диагностика должна органично вписываться в целостную систему деятельности практического психолога и соответствовать целям, задачам коррекционной, консультативной и профилактической работы в детском дошкольном учреждении.