План обследования.
Задача №10
Задача № 6
Задача №4
Задача №3
Задача №1
БОЛЕЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
ВВЕДЕНИЕ
Целью данного издания является закрепление теоретических знаний и улучшение качества подготовки студентов лечебного и медико-профилактического факультетов медицинских ВУЗов по решению конкретных вопросов практической педиатрии.
Особую значимость приобретает знание педиатрии в свете наметившегося перехода к институту врачей общей практики, семейных врачей, деятельность которых предполагает оказание медицинской помощи не только взрослым, но и детям.
Ситуационные задачи подготовлены на основании многолетнего опыта преподавания педиатрии на кафедре детских болезней СПбГМА им. И.И.Мечникова, могут быть использованы как на практических занятиях, так и для самостоятельной работы студентов всех факультетов, учащихся групп переподготовки, врачей-интернов.
Ребенку 3 месяца. Родился в срок, с массой 4 кг. Находится на естественном вскармливании. Витамин D не получал. Жалобы на ухудшение сна, беспокойство, повышенную потливость особенно во время кормления. Объективно: кожные покровы влажные; красный дермографизм; облысение затылка. Большой родничок 1,5x1,5 см; края податливые; умеренная мышечная гипотония. Деформаций скелета и изменений со стороны внутренних органов не выявлено.
Вопросы:
1. Ваш диагноз?
2. Какие исследования необходимо провести для подтверждения ди
агноза?
3. Какие рекомендации следует дать матери по режиму, диете, лекар
ственной терапии ребенка?
Задача №2
Ребенку 7 месяцев.. С рождения на естественном вскармливании.
Жалобы на беспокойство, потливость, плохой сон. Объективно: отмечаются увеличенные лобные и теменные бугры, рахитические четки,
"распластанным" живот, расширенная нижняя апертура грудной клетки, край печени выступает на 3 см из-под реберной дуги, пальпирует-ся край селезенки. В сыворотке крови: Са - 1,7 мм/л, Р 1.12мм/л.
Вопросы:
1. .Ваш диагноз?
2. Какую специфическую терапию целесообразно назначить ре
бенку?
Ребенку 9 месяцем. Жалобы па отставание в развитии. Объективно: состояние удовлетворительное, ребенок самостоятельно не стоит, не произносит слоги, зубов нет. выражены лобные и теменные бугры, рахитические четки, резко выражена мышечная гипотония. Вопросы:
1.Ваш диагноз?
2.Какие исследования необходимо провести для подтверждения диагноза?
Ребенку 6 месяцев. Жалобы на возбуждение, сменяющееся вялостью, плохой сон, снижение аппетита, потливость, сыпь на коже. Объективно: Состояние удовлетворительное. Кожные покровы влажные, потница, в складках опрелости, определяется "симптом клавиши", скошенность затылка, "лягушачий" живот, разболтанность суставов.
Вопрос:
1. Ваш диагноз?
2. Назначьте лечение?
Задача№5
Ребенку 10 месяцев. Родился недоношенным с массой 2300 г, с 1 месяца находится на искусственном вскармливании, прогулки по 1 часу 2-3 раза в неделю, прикормы даются с 6 месяцев в виде манной и рисовой каш, иногда овощное пюре. Перенес: пневмонию, стафилококковый энтероколит. Объективно: состояние удовлетворительное, отмечаются выраженные лобные и теменные бугры, реберные четки,
диастаз прямых мышц живота, "рахитический горб," разболтанность суставов, потливость, адинамия.
Вопросы:
1. Ваш диагноз?
2. Назначьте лечение.
Ребенку 3 месяца. Жалобы на беспокойство, ухудшение сна, потливость. Подобные симптомы мать отмечает на протяжении 2-х месяцев. Объективно: отмечаются потливость, потница, опрелости, облысение затылка и размягчение краев большого родничка.
Вопросы:
1. Ваш диагноз?
2. Назначьте лечение.
Задача №7
Ребенку 6 месяцев. Жалобы на вялость, резкое ухудшение аппетита, периодические рвоты, запоры. Известно, что в течение двух недель ребенок получал лечение масляным раствором витамином "D" по 5000 ME 4 раза в сутки. Объективно: состояние средней тяжести, ребенок вялый, заторможен, подкожно-жировая клетчатка истончена, эластичность кожи снижена, печень увеличена. Диурез достаточный несмотря на обезвоживание.
Вопросы:
1. Ваш диагноз?
2. С чем может быть связано ухудшение состояния ребенка?
3. Какие исследования могут подтвердить диагноз?
4. Какие лечебные мероприятия необходимо срочно провести?
Задача№8
Осмотрев ребенка двух месяцев, врач рекомендовал с целью профилактики рахита: 1) массаж; 2) прогулки на свежем воздухе; 3) УФО № 15.
Вопросы:
1. Какие рекомендации относятся к специфической) профилактике рахита?
2. Какие мероприятия входят в комплекс неспецифической про-
филактики рахита?
Задача №9
Врач-акушер провел беседу с беременной женщиной 20 лет (срок 36 недель) по поводу антенатальной профилактики рахита. Он рекомендовал: полноценное витаминизированное питание, достаточное пребывание на свежем воздухе, соблюдение режима дня и курсУФО, учитывая зимний период года и климатические особенности региона.
Вопрос:
I. Какие рекомендации врача относятся к специфической профилактике рахита?
Ребенку 11 месяцев, осмотрен весной. Жалобы на судороги, которые повторяются неоднократно на протяжении двух дней на фоне нормальной температуры и хорошего общего состояния. Проводится специфическая терапия рахита. Объективно: состояние удовлетворительное, отмечаются выраженные лобные и теменные бугры, рахитические четки и браслеты, большой распластанный живот, большой родничок 0,2 на 0,2 см с плотными краями, положительные симптомы повышенной нервно-мышечной возбудимости: Хвостека, Люста, Труссо.
Вопросы:
1. Ваши диагнозы ?
2. Этиология судорог?
3. Какие исследования необходимо срочно сделать ребенку?
4. Какую терапию необходимо рекомендовать для предупрежде
ния повторения судорог?
Задача № 11
Ребенку 2 года. Жалобы на О-образную деформацию ног. Развивался удовлетворительно. До 8 мес находился на грудном вскармливании
, профилактику рахита получал в виде УФО. Ежедневно бывает на воздухе 3 часа. После года, когда ребенок начал ходить, появилось искривление голеней, в последнее время деформация резко увеличилась, изменилась походка.
Вопросы:
1. Ваш предположительный диагноз?
2. Какие исследования необходимо провести для уточнения диаг
ноза?
3. С какими заболеваниями следует провести дифференциальный
диагноз?
Задача №12
Ребенку 3 месяца. Жалобы на беспокойство, плохую прибавку в весе, склонность к запорам. Находится на свободном грудном вскармливании. Прогулки нерегулярные. Родился с массой 3100 г, рост 50 см. Объективно: истончение подкожно-жировой клетчатки на животе и туловище. Снижение тургора тканей. Масса 4320 г, рост 59 см. При контрольном вскармливании высосал 80 мл молока.
Вопросы:
1. Какое заболевание можно предположить у ребенка?
2. Причины заболевания?
3. Рекомендации по лечению.
Задача №13
Ребенок 6-ти месяцев осмотрен врачом. Жалоб нет. Родился с массой 3200 г, рост 51 см. С 2-х месяцев переведен на искусственное вскармливание. Аппетит хороший. Питание беспорядочное, 3 раза в день ест манную кашу. Объективно: весит 9500 г, кожа бледная, дряблая, тургор тканей снижен. Имеются проявления рахита. Стул к/образный, зловонный.
Вопросы:
1. Какой вид нарушения питания можно предполагать?
2. Ваши рекомендации по диете, режиму, лечению.
Задача № 14
Ребенку 2 месяца. Жалобы на частые срыгивания и рвоты, беспокойство запоры. Родился с массой 3400 г, ростом 5! см. И настоящее время весит 4000 г, рост 55 см. Находится на грудном вскармливании, молока у матери достаточно. Срыгивания появились сразу после рождения. Объективно: бледный, отсутствует подкожно-жировая клетчатка па туловище, истончена на конечностях, тургор тканей снижен.
1.Ваш диагноз?
Задача № 15
Ребенку 2 месяца. Жалобы на обильные рвоты фонтаном до 3-х раз в день, появившиеся неделю назад, резкое похудание, отсутствие стула, редкие мочеиспускания. Находится на естественном вскармливании. За первый месяц прибавил 700 грамм. Объективно: состояние средней тяжести. Вес 3500 г. Отсутствует подкожно-жировая клетчатка на туловище и конечностях.
Вопросы:
1. Ваши диагнозы?
2. План обследования.
Задача № 16
Ребенку 1,5 месяца. Родился недоношенным с массой тела 2100 грамм. Находится на грудном вскармливании, молока у матери достаточно. В весе прибавляет хорошо. Не болел. Объективно: состояние удовлетворительное. Кожные покровы бледные. В анализе крови отмечено: эр - 3,1х10|2/литр, Нв - 90 г/л, цп - 0,82. Изменений со стороны белой крови не отмечено.
Вопросы:
1. Ваш диагноз?
2. Назначить лечение.