Учебное пособие

РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

УНИВЕРСИТЕТ

Список литературы

Заключение

Понятия - гуманность учителя, ученика. Идея гуманизации школ

 

Во-первых, гуманность учителя - позиция, которая выражается в умении видеть за любыми внешними проявлениями ребенка черты живого, но сложного человека, имеющего право на индивидуальность, в умении не подавить человеческое профессиональным, проявить и понять настроение детей, ребенка, коллег, родителей, а также соотносить свое душевное состояние с конкретными обстоятельствами.

Во-вторых, гуманность ученика - внутренняя установка на доброе начало, преимущественно выражающаяся в зависимости от возраста ребенка сначала в умении жалеть, сопереживать, помогать, у подростков - в пестрой смеси порой противоречивых, как и сами ребята, ценностей в желании общаться со старшими, в оформлении личных интересов и занятий, у старших - в уважении к суждениям и образу жизни сверстников, в порядочности, уважении душевного мира - своего и других, самостоятельности принимаемых решений, чувств собственного достоинства и достоинств других, в жизненном самоопределении (выборе решений).

В тоже время известно: все прогрессивные образовательные системы прошлого и настоящего неизменно строились и строятся на признании прав ученика быть личностью и развиваться, в первую очередь, духовно. Духовно - значить гуманно. Ведь сама гуманизация не что иное, как возрастание веры педагога в потенциалы личности и возможности их раскрытия, обогащения.

Гуманистическая концепция видит главный резерв влияния на развитие личности не в совершенствовании, возрастании внешних на нее влияний, но в поиске и реализации внутренних потенциалов, заданных природой и благоприобретенных в ходе социализации в процессе обучения и воспитания. При этом следует заметить: никто, конечно, не может отрицать того лучшего, что накопила прежняя школа, чаще вопреки господствовавшим идеологическим схемам, как никто не может отрицать, что это лучшее стало золотым фондом нашей педагогики и школы.

Идеи гуманизации затронула школы, вызвав в ней существенные изменения, которые можно оценивать как тенденции, способные придать школе новый облик. Их объединяют общие черты: уважение к ребенку и его собственному “Я”, признание права ученика быть активным субъектом учебного и воспитательного процесса.

Наряду с этим принцип открытости придает школе новый облик и, зачастую, новую структуру. В этом случае исчезает жесткость структуры школы, программа становится более гибкой, разнообразной и адаптированной к потребностям детей.

Одним из наиболее авторитетных лидеров свободного воспитания была М.Монтессори, которая считала, что ребенок обладает потенциалом саморазвития, причем потенциал этот безразмерен и каждый может достичь в жизни любой цели и осуществить любой жизненный проект.

Гуманистический климат школы - важный и самый трудный для реализации. Он требует от педагогов и других специалистов, работающих с детьми, компетентности, преданности детям и поставленной цели, увлеченности и профессиональной гармонии. С. Френе отмечает, что необходимо “понять душу ребенка, его психологию. Каждый выберет свою дорогу, отвечающую индивидуальным склонностям, вкусам и запросам”.


 

Очевидно, что гуманно-личностный подход к детям в общеобразовательном процессе, изложенный как система академиком РАО Ш.А. Амонашвили в трактате «Школа Жизни», есть один из возможных вариантов реализации гуманного педагогического мышления в практике школы XXI века.

«...Гуманное педагогическое мышление, как вечная истина и как стержень всякого высшего педагогического учения и наследия, таит в себе возможность для постоянного обновления жизни школы, для многогранной творческой деятельности учителя и учительских коллективов... Оно «зажигает искры для рождения разных и новых педагогических систем в зависимости от конкретных исторических, социальных, национальных и экономических условий... Гуманное педагогическое мышление находится в постоянном поиске своего «момента истины», ввиду чего границы его более расширены, нежели границы соответствующей практики» (Амонашвили Ш.А.).

Именно на грани тысячелетий в России наступили эти исторические условия, настал «Момент истины». И именно сейчас наступило время подлинно Великой дидактики, время торжества мудрости классики.

Безусловно, найдется немало учителей, осознающих сегодня, что это единственный путь сохранения главного достояния России — ее подрастающих поколений.

Понятия Образование и Просвещение в нынешних условиях больше обслуживают номенклатурное содержание, указывая на административно-управленческую систему (министерство образования, министерство просвещения, система образования, система просвещения и т.д.). Однако своим глубоким смыслом они помогают раскрыть теорию гуманно-личностной педагогики, определить принципиальную направленность образовательного процесса, принципиальное содержание образования.


 

1. Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония. - Екатеринбург, 1993. Т. 3. с. 140.

2. Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. - М.., 2000.

3. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 2001.

4. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? - М., 1977.

5.Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. - М., 1977.

6. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., Педагогика, 1989.

7. Боголюбов В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия//Советская педагогика. -№9, 1991.

8. Бухвалов В.А. Методики и технологии образования. - Рига,1994.

9. Вентцель К.Н.: Антология гуманной педагогики. - М., 1999. с. 195—196.

10. Вернадский: Антология гуманной педагогики. - М., 2001. с. 5.

11. Выготский А.С.: Антология гуманной педагогики. - М., 1996. с. 19.

12. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. - М., 1985.

13. Гузеев В.В. Лекции по педтехнологии. - М., Знание, 1992.

14. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения//Педагогика. -№1, 1995.

15. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М., 1986.

16. Ильясов И.И. Структура процесса обучения. - М., 1986.

17. Кларин М.В. Развитие педагогической технологии и проблемы теории обучения//Советская педагогика. -№4, 1984. с.117-122.

18. Корчак Я. Антология гуманной педагогики. - М., 1997. с. 39—40

19. Круглов Ю.Г. Патриотизм в педагогике //Педагогика. 2001. -№ 6. с. 3—8.

20. Лернер И.Я. Внимание технологии обучения//Сов. Педагогика. - №3, 1990. с.138-141.

21. Моисеев Н.Н. // Экология и Жизнь. 1998. № 1. с. 8—10.

22. Обучение и развитие//Под ред. Л.В. Занкова. - М., 1975.

23. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.

24. Сухомлинский В.А. Антология гуманной педагогики. - М., 1997. с. 19.

25. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности уч-ся. - М., Знание, 1983.

26. Узнадзе: Антология гуманной педагогики. - М., 2000. - с. 80.

27. Френе: Антология гуманной педагогики. - М., 1997. - с. 162.

28. Шаталов В.Ф. Педагогическая проза. - М., Просвещение 1980.

29. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология как учебная дисциплина //Педагогика. - №2,1993. с.66-70.

30. Янушкевич Ф. Технология обучения в системе высшего образования. - М.,1986.


 

 

 

 

 

[6] Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. - М., 2000. – с. 37.