ВОПРОСЫ
ЛИТЕРАТУРА
Главным конкурентным преимуществом любой организации является ее персонал.В то же время, именно человеческий фактор до настоящего времени являлся самым «труднопредсказуемым параметром» в любой организации. На сегодняшний день «человеческий фактор»являетсяодним из наименее осмысленных и понимаемыхаспектов управления организацией.
Психоинформационный анализ для управленцев
Из этого следует, что эффективное управление возможно только при хорошем знании объекта управления. Чтобы чем-либо управлять, нужно понимать, как это работает и как это измерять.
Теоретически им занимается наука психология, но ее выводы имеют слишком высокую степень неопределенности. В рамках психологии не существует системы, позволяющей математически точно просчитать и спрогнозировать поведение человека, поэтому наиболее успешные управленцы принимают решения относительно людей, как правило, интуитивно.
Тем не менее, «человеческий фактор» может быть подвержен системному анализу. Психика человека может рассматриваться как информационная система из нескольких уровней, каждый из которых может быть подвергнут «оцифровке» и несложному математическому моделированию.
На практике это означает предсказуемость межличностных взаимодействий. На уровне компаний и организаций - снижение издержек, связанных с потерями в коммуникациях и неправильной расстановкой сотрудников.
Использование в кадровом менеджменте новейшего достижения современной практической психологии – психоинформационных технологий обеспечивает именно прогностический подход к управлению персоналом, позволяющий получить максимальную отдачу кадрового ресурса.
Под психоинформационнымим технологиями я понимаю совокупность методов изучения информационной структуры человеческой психики для организации и прогнозирования поведения человека и социальных систем различного уровня.
Психоинформационные технологии базируются на теории психологических типов известного швейцарского психиатра и психолога К.Г.Юнга [14].
Отличительная особенность его типологии от других, широко распространенных в современной практической психологии, заключается в рассмотрении комплекса взаимно компенсирующихся черт личности, которые и формируют психологический тип человека. Классификация осуществляется по способам восприятия и обработки информации, а также ритмичности и направленности этих процессов.
Методологической основой психоинформационных технологий является системный подход с использованием теоретической базы трех направлений развития теории К.Г.Юнга:
- соционики (теории информационного метаболизма) [1,4,8];
- типоведения (typewatching) [7];
- символьной соционики [10].
При этом тип человека рассматривается как связующее звено (т.е. системообразующий фактор) в исследовании психологических закономерностей его поведения в различных сферах жизнедеятельности [12].
Использование психоинформационных технологий позволяетне только дать общий анализ личности, но и:
- отметить сильные и слабые стороны человека, его возможные проблемы;
- чего не рекомендуется ожидать и требовать от данного человека;
- выдать рекомендации по оптимизации индивидуального стиля деятельности и совершенствованию его слабых сторон;
- обеспечить индивидуальный подход к человеку;
- выдать рекомендации по улучшению социально-психологического климата в коллективе на основании прогноза психологической и информационной совместимости сотрудников.
1. Аугустинавичюте А. Соционика: Введение / Сост. Л.Филиппов. - М.: ООО "Фирма"Издательство АСТ"; СПб.: Terra Fantastica, 1998. -448C.
2. Базаров Т.Ю. Управление персоналом. // http://manage.ru/management/people/pmanbook-7-4.shtml
3. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. – М. : Юристъ, 1998. – 496 с.
4. Гуленко В.В. Менеджмент слаженной команды. Соционика и социоанализ для руководителя. – Новосибирск: РИПЭЛ, 1995. – 192с.
5. Егоршин А.П. Управление персоналом. –2-е изд.- Н-Новгород: НИМБ, 1999. -624 с.
6. Каганец И.В. Психоинформационные технологии в менеджменте. – "БИЗНЕС", 1996. - №№29-34.
7. Крегер О., Тьюсон Дж.М. Типы людей и бизнес: Как 16 типов личности определяют ваши успехи на работе: Пер. с англ. – М.: Персей, Вече, АСТ, 1995.-560с.
8. Мегедь В.В., Овчаров А.А. Характеры и отношения. – М.: Армада – пресс, 2002. - 704с.
9. Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента: Учебн. пособие, 2-е изд./ Под ред. Г.С.Никифорова, М.А.Дмитриевой, В.М.Снеткова. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2001. – 240с.
10. Савченко С.В., Савченко И.Д., Негодина О.В. Личность как соционический тип в едином символьном пространстве Савченко (ЕСПС). // Соционика, ментология и психология личности, №2, 1995
11. Тихонов А.П., Колодий Л.Н. Соционический подход к профессиографическому исследованию. // Соционика, ментология и психология личности, №4, 2003
12. Тихонов А.П. Тип информационного метаболизма как связующее звено в исследовании психических явлений. // Соционика, ментология и психология личности, №3, 2000
13. Чекалова Т.А. HR-cоционика (Cоционика человеческих ресурсов). // «Соционическая газета», 2003, №16(19) – http://socioniko.narod.ru/ru/gazeta/2003-16/hrsocio.html
14. Юнг К.Г. Психологические типы. / Пер. с нем. / Под общ. ред. В.В.Зелинского. - Мн.: ООО "Попурри", 1998.-656с.
К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА И ПЕРЕРАБОТКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИИ»