ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ СЦЕНЫ

В. БАЗАНОВ

ТЕАТРА, МУЗЫКИ И КИНЕМАТОГРАФИИ

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

РАЗРАБОТЧИКИ И ЭКСПЕРТЫ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

Выполнение индивидуальных заданий беседы (доклады, презентации и т.д.)

Выполнение индивидуальных заданий беседы (доклады, презентации и т.д.)

 

Заполнение 2 контрольной точки

Требования по видам работ

1. Посещение лекций и работа студента по изучаемому материалу на этих занятиях (проверка: тестирование)

Программы Т.М. Геронимус и Н.М. Конышевой по технологии для младших школьников.

Программа по технологии в системе Л.В. Занкова.

2. Творческая работа бакалавра на практических занятиях и его активность на лабораторном занятии:

Роспись по ткани.

Изонить.

Нетрадиционные техники на уроках технологии в начальной школе

Урок технологии в различных авторских программах (лаб/зан).

Примечание 2. Для разработчиков технологической карты

22. Технологическая карта составляется на 1 семестр

23. Технологическая карта заполняется в соответствии с Экзаменационной ведомостью (ведомость учета успеваемости студентов по рейтингу).

24. Технологическая карта может включать основной и дополнительный модули, соотнесенные весовым коэффициентом (в сумме – 100%)

25. Основной модуль включает 2 (3) контрольные точки с соответствующими весовыми коэффициентами (в сумме – 100 %)

26. В каждую контрольную точку может входить до 4 видов работ, соотнесенных весовым коэффициентом (в сумме – 100 %)

27. Дополнительный модуль – балл, полученный при выполнении заданий соответствующей формы контроля (зачет, экзамен)

28. Каждый вид работы (или контрольная точка) оценивается по 100-балльной шкале.

100-балльная система оценивания автоматически переводится в 5-ти балльную шкалу в соответствии с «Положением о рейтинговом оценивании студентов»:

Менее 50 баллов – оценка «2»

С 50 до 65 баллов – оценка «3»

С 65 до 83 баллов – оценка «4»

С 83 до 100 баллов – оценка «5»

 

 

Разработчик: канд. пед. наук, доцент Т.Н. Зотова

 

 

Программа одобрена на заседании методики начального образования______

от ___________ года, протокол № ________.

 

 


 

№ п/п Содержание изменения Куда вносятся изменения (раздел, стр) Основание Подпись разработчика (составителя)
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

Зав. кафедрой ___________ Л.Я. Кульбякина

(подпись, И.О. Фамилия)

«_____» _____________________ 20__ г.

 

Допущено Управлением кадров и учебных заведений Министерства культуры СССР в качестве учебного пособия для высших и средних учебных заведений искусств и культуры

«ИСКУССТВО»

ЛЕНИНГРАДСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ 1976

¶792.01

Б17

Оформление

B.ШИЛИНИСА

Рисунки в тексте

C. ШАВЛОВСКОГО

© «Искусство», 1976 г.


ВВЕДЕНИЕ

Для осуществления театральной постановки нужны определенные условия, определенное пространство, в котором будут действовать актеры и располагаться зрители. В каждом театре— в специально построенном здании, на площади, где выступают передвижные труппы, в цирке, на эстраде — всюду заложены пространства зрительного зала и сцены. От того, как соотносятся эти два пространства, каким образом определена их форма и прочее, зависит характер взаимосвязи между актером и зрителем, условия восприятия спектакля Формообразование зрительных мест и сценической площадки определяется не только социальными и эстетическими требованиями данной эпохи, но и творческими особенностями художественных направлений, утвердившихся на данном этапе развития. Отношение обоих пространств друг к другу, способы их сочетания и составляют предмет истории театральной сцены.

Зрительское и сценическое пространства в совокупности составляют театральное пространство. В основе любой формы театрального пространства лежит два принципа расположения актеров и зрителей поотношению друг к другу: осевой и центровой. В осевом решении театра сценическая площадка располагается перед зрителями фронтально и они находятся как бы на одной оси с исполнителями. В центровом или, как еще называют, лучевом — места для зрителей окружают сцену с трех или четырех сторон.

Основополагающим для всех видов сцен является и способ сочетания обоих пространств. Здесь также могут быть только два решения: либо четкое разделение объема сцены и зрительного зала, либо частичное или полное их слияние в едином, неразделенном пространстве. Иначе говоря, в одном варианте зрительный зал и сцена помещаются как бы в различных помещениях, соприкасающихся друг с другом, в другом — и зал, и сцена располагаются в едином пространственном объеме.

В зависимости от названных решений можно довольно точно произвести классификацию различных форм сцены (рис. 1).

Сценическая площадка, ограниченная со всех сторон степами, одна из которых имеет широкое отверстие, обращенное к зрительному залу, называется сценой-коробкой. Места для

зрителей расположены перед сценой по ее фронту в пределах нормальной видимости игровой площадки. Таким образом, сцена-коробка относится к осевому типу театра, с резким разделением обоих пространств. Для сцены-коробки характерно закрытое сценическое пространство, и поэтому она принадлежит к категории закрытых сцен. Сцена, у которой размеры портального отверстия совпадают с шириной и высотой зрительного зала, является разновидностью коробки.

Сцена-арена имеет произвольную по форме, но чаще круглую площадку, вокруг которой расположены зрительские места. Сцена-арена представляет собой типичный пример центрового театра. Пространства сцены и зала здесь слиты воедино.

Пространственная сцена — это собственно один из видов арены и тоже относится к центровому типу театра. В отличие от арены, площадка пространственной сцены окружена местами для зрителей не со всех сторон, а только частично, с небольшим углом охвата. В зависимости от решения пространственная сцена может быть и осевой и центровой. В современных решениях для достижения большей универсальности сценического пространства пространственная сцена часто сочетается со сценой-коробкой. Арена и пространственная сцена принадлежат к сценам открытого типа и часто называются открытыми сценами.

Кольцевая сцена бывает двух типов: закрытая и открытая. В принципе это сценическая площадка, выполненная в виде подвижного или неподвижного кольца, внутри которого находятся места для зрителей. Большая часть этого кольца может

Рис. 1. Основные формы сцены:

1 — сцена-коробка; 2 — сцена-арена; 3 — пространственная сцена — открытая площадка, б — открытая площадка со сценой-коробкой); 4 — кольцевая сцена (а — открытая, б — закрытая); 5 — симультанная сцена (а — единая площадка, б — отдельные площадки)

быть скрыта от зрителей стенами, и тогда кольцо используется как один из способов механизации сцены-коробки. В наиболее чистом виде кольцевая сцена не разделяется со зрительным залом, находясь с ним в едином пространстве. Кольцевая сцена относится « разряду осевых сцен.

Сущность симультанной сцены заключается в одновременном показе разных мест действия на одной или нескольких площадках, расположенных в зрительном зале. Разнообразные композиции игровых площадок и мест для зрителей не позволяют отнести эту сцену к тому или иному типу. Несомненно одно, что в этом решении театрального пространства достигается наиболее полное слияние сценической и зрительской зон, границы которых подчас трудно определить.

Все существующие формы театрального пространства так или иначе варьируют названные принципы взаиморасположения сценической площадки и мест для зрителей. Эти принципы прослеживаются от первых театральных сооружений в Древней Греции до современных построек.

Базисной сценой современного театра является сцена-коробка. Поэтому, прежде чем перейти к изложению основных этапов развития театральной архитектуры, необходимо остановиться на ее устройстве, оборудовании и технологии оформления спектакля.РАЗДЕЛ I
Механическое оборудование сцены