Оформление

Анализ литературных источников

Выбор темы

Основные этапы выполнения курсовой и дипломной работы

Выбор темы может быть проведен в нескольких направлениях:

- работа по тематике, утвержденной кафедрой;

- работа по актуальной теоретической теме, выбранной самим студентом на основе изучения литературных источников: монографий, статей в журналах и т.д.

- работа по актуальной теме, связанной с проблемами практики.

Прежде чем приступить к написанию работы, нужно изучить материалы лекций по дисциплине «Методика преподавания технологии с практикумом». Затем следует приступить к изучению психолого-педагогической и методической литературы.

Начальный этап работы - выбор источников и сбор библиографии по избранной теме, который осуществляется в библиотеках.

Следующий этап - накопление и осмысление материалов для написания работы. Основным содержанием этого этапа является изучение и анализ источников, на которых будет построено исследование. В ходе изучения источников и литературы студенту необходимо делать выписки или конспекты, структурировать изучаемый материал, чтобы грамотно использовать его при написании своей работы, делая необходимые цитаты.

Заключительный этап работы с источниками и литературой - написание собственно курсовой (или дипломной) работы.

Курсовая (или дипломная) работа должна иметь следующую структуру:

- титульный лист;

- оглавление;

- введение;

- основная часть;

- заключение;

- список использованной литературы;

- приложения.

Текст набирается в Microsoft Word, печатается на одной стороне листа формата А4: шрифт Times New Roman – обычный; размер – 14 пунктов; междустрочный интервал – полуторный; размеры полей: левое - 30 мм, правое - 10 мм, верхнее - 20 мм, нижнее - 25 мм; абзац - 10 мм.

Каждая структурная часть начинается с новой страницы.

Параграфы должны иметь конкретные заголовки, отражающие их содержание. При этом слово «параграф» в заголовке не приводятся. Параграфы нумеруются арабскими цифрами.

Расстояние между заголовком и следующим за ним текстом составляет три пункта.

Схемы, рисунки, таблицы и другой иллюстративный материал, расположенный на отдельных листах, включаются в общую нумерацию страниц.

Цифровой материал рекомендуется помещать в тексте в виде таблиц. Каждая таблица должна иметь заголовок, который помещается в середине строки, выровненной по центру, под словом «Таблица», которое выравнивается по правому краю страницы. Таблицы нумеруются арабскими цифрами. Например, таблица 1. Таблицы располагаются в тексте сразу после первой ссылки на нее или на следующей за первой ссылкой странице. На все приводимые таблицы должно быть словесное описание ее данных (например, «Как видно из таблицы 1, …»).

Аналогичным образом оформляется и иллюстративный материал (рисунки, гистограммы, диаграммы и т.п.). Название и нумерация иллюстраций, в отличие от табличного материала, помещаются под ними внизу. На все приводимые иллюстрации должны быть ссылки в тексте работы.

Отсылка на литературный источник, приведенный в библиографическом списке, приводится в тексте работы в квадратных скобках: первая арабская цифра соответствует порядковому номеру литературного источника, приведенного в библиографическом списке; вторая – номеру страницы, на котором помещаются цитируемые слова. При оформлении в работе ссылок на материалы из Интернет следует придерживаться тех же правил, что и при оформлении библиографии печатных работ.

В тексте следует избегать сокращений, за исключением общепринятых: т.е. (то есть), и т.д. (и так далее), и т.п. (и тому подобное), и др. (и другие), и пр. (и прочие), см. (смотри), ст. (статья), т. (том) и ряд других.

Номер на титульном листе не ставится.

Оглавление, на котором ставится цифра «2», представляет структуру курсовой работы и содержит: введение, основную часть, заключение, список использованной литературы и приложения. Пример оглавления в приложении 5.

Во введении необходимо осветить актуальность исследования, приблизительно 1 страница (степень разработанности данной темы и сопряженных с ней тем, указать какой вклад в данный вопрос внесли педагоги, психологи и методисты). После обоснования актуальности исследования формулируется вытекающее из нее противоречие, которое определяет проблему. Исходя из актуальности, формулируется и тема исследования. Затем цель, объект (область, направление, в котором проводится изыскание), предмет (конкретизирует то место, которое занимает исследователь) и гипотеза, показывающая, что исследование будет успешным при наличии определенных обстоятельств. Объем введения до 4 страниц.

Проблема, цель и гипотеза исследования обусловливают решение задач, которые являются шагами к достижению цели и формулируются следующим образом: раскрыть …, определить …, проверить …, разработать …, внедрить … и т.п.

Для решения поставленных в исследовании задач часто используются следующие методы: теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы по данной проблеме, наблюдение за деятельностью …, методы опроса (анкетирование и беседы с …), моделирование, педагогический эксперимент, обработка полученных данных методами математической статистики.

Далее указываются этапы исследования: поисково-теоретический, опытно-экспериментальный, заключительно-обобщающий.

После этого приводятся основные результаты исследования, их новизна, значение; апробация результатов исследования и его структура. Затем - общий объем работы, количество таблиц, рисунков, гистограмм (диаграмм, графиков и т.д.), приложений, литературных источников.

Основная часть, как правило, состоит из нескольких параграфов, которые должны быть соразмерны друг другу, как по структурному делению, так и по объему. Структурное деление параграфов не допускается. Разделы работы выделяют в самом тексте, они имеют порядковую нумерацию в пределах всей курсовой работы, обозначаются арабскими цифрами. Заголовки разделов печатают прописными буквами, располагая симметрично тексту. Переносы слов и подчеркивание в заголовках не допускаются, точка в конце не ставится. В конце каждого параграфа приводятся выводы. Все параграфы должны быть озаглавлены, кроме введения и заключения. Очень часто при написании курсовой работы студенты затрудняются со связыванием предложений по смыслу. Для облегчения подобной работы предлагаются клише.

В заключении подводятся итоги исследования, указывается, насколько успешно решены задачи, достигнута ли цель исследования, нашла ли подтверждение гипотеза, отмечается степень завершенности работы, формулируются выводы, намечаются перспективы дальнейшего изучения темы. Как правило, в заключении автор исследования суммирует и последовательно излагает результаты осмысления темы, выводы, обобщения и рекомендации, вытекающие из его работы, подчеркивает их практическую значимость. Объем заключения примерно равен объему введения и составляет 3-5 страниц.

В конце курсовой работы помещается список использованной литературы и приложения, содержащие материалы опытно-экспериментальной работы. Каждое приложение начинается с нового листа, имеет свое название и располагается в порядке ссылки на него в тексте работы. Приложения нумеруются арабскими цифрами в правом верхнем углу вслед за словом «Приложение». Например, «Приложение 1». Приложения следует оформлять как продолжение работы на последующих страницах с продолжением сквозной нумерации.

Работа, включая титульный лист, должна иметь сквозную нумерацию листов (страниц). Номер ставятся в середине верхней части листа (на титульном листе номер не указывается). Объем курсовой работы должен быть не менее 40-45 рукописных страниц, 27-30 печатных. Объем дипломной работы - 50 печатных страниц или 75 рукописных.