Хитрый осёл

Осень

Зима в лесу

Осень

Изложение

Логопед несколько раз читает текст, при прослушивании изложения выделяются основные мысли, их последовательность, фиксируются имена собственные, числовые данные, определяется стиль прослушанного текста и использование соответствующих выразительных средств языка и синтаксических конструкций; предлагается пересказать текст и составить план изложения. Затем учащиеся приступают к письменному пересказу услышанного текста. В ходе изложения даётся время для корректировки текста, проверки орфографии и пунктуации.

Задание: Прослушать текст, ответить на вопросы.

Вместе с учеником логопед составляет план изложения (метод логико-семантического анализа и синтеза прослушанного текста).

Текст прочитывается снова, и, пользуясь планом, школьник пишет изложение.

Тексты для изложения (для учеников 1 класса, второе полугодие)

1. Наступила зима. Выпал снег и укрыл черную землю пушистым одеялом. Реки покрылись льдом. В лесу не слышно веселых голосов птиц. На ветках деревьев лежит легкий снежок. (27 слов)

Контрольные вопросы к тексту:

1. Какое время года наступило?

2. На что похож снег?

3. Чем покрылись реки?

4. кто не поет в лесу?

5. что лежит на ветках деревьев?

2. Большая рыжая собака грелась на солнышке со своими щенятами. Вдруг она услышала жалобный писк. Собака подошла к пруду. Она увидела котенка, который чудом держался на поверхности. Собака бросилась в воду и вытащила малыша. (33 слова)

Контрольные вопросы к тексту:

1. Какая собака грелась на солнышке со своими щенятами?

2. Что услышала собака?

3. Куда подошла собака?

4. Где был котенок?

5. Что сделала собака?

Тексты для изложения (для учеников 2 класса)

1. Наступает осень. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Солнце мало греет. Небо часто бывает покрыто тучами. Моросит мелкий дождик. А что на деревьях? Листья на деревьях желтеют и опадают. Пропадают насекомые. Птицы улетают в теплые страны. А что на полях? Там копают овощи, в садах собирают плоды. (47 слов)

Контрольные вопросы к тексту:

1.О чем я сейчас прочитала?

2.Какое время года описано в рассказе?

3.Какие становятся дни осенью?

4.Что происходит на небе?

5.А что на деревьях?

6.Куда улетают птицы?

7.Что на полях осенью?

 

 

2. Зима. Холодный ветер гуляет по голым ветвям, качая верхушки деревьев. Тихо кругом, только иногда жалобно загудит ветер и застонут темные деревья. Что это? Это стук раздался по сонному лесу. Дятел добывает себе завтрак. Кто перепрыгивает с ветки на ветку? Это веселая, забавная, пушистая белка!

(44 слова)

Контрольные вопросы к тексту:

1.О чем я сейчас прочитала?

2.Какое время года описано в рассказе?

3.Что делает ветер зимой?

4.Что слышно в лесу?

5.Кто перепрыгивает с ветки на ветку?

6.Какая белка?

Тексты для изложения (для учеников 3 класса)

1. Поспели в лесу мелкие дикие яблочки. Как они вкусны! Огромные дубы стали ронять на землю свои желуди. А за желудями стали опадать и листья. О чем чирикают птицы? Птицы заговорили о перелете на юг. В одно холодное утро они улетели. Затихла говорливая речка. Заморосил мелкий дождик. Со всех веточек, листиков и хвоинок стекали мелкие капли. Казалось, что лес плачет, прощаясь с птицами.

(62 слова)

Контрольные вопросы к тексту:

1.О чем я сейчас прочитала?

2.Какое время года описано в рассказе?

3.Какие яблоки поспели в лесу?

4.Что роняют огромные дубы?

5.О чем чирикают птицы?

6.Почему плачет дождик? Почему ты так решил (а)?

2. На осла нагрузили мешок соли. На мосту через реку он споткнулся и упал в воду. Что случилось с ослом? Осёл выбрался на берег и почувствовал, что ноша его стала намного легче: часть соли растворилась в воде. На следующий день осла нагрузили хлебом. Он вспомнил вчерашнее приключение и нарочно плюхнулся в воду. Но хлеб намок и стал таким тяжелым, что хитрый осёл еле выбрался на берег. (65 слов)

Контрольные вопросы к тексту:

1.О чем я сейчас прочитала?

2.Что нагрузили на осла?

3.Что произошло с ослом на мосту?

4.Почему ноша с солью стала намного легче?

5.Чем нагрузили осла на следующий день?

6.Что решил сделать хитрый осел? Почему он так поступил?

 

Тексты для изложения (для учеников 4 класса)