И пунктуационных навыков в слуховом диктанте у младших школьников

Критерии сформированности семантико-синтаксических

Летним утром

Жаба

Книга

Лакомка

Чьи это грядки?

Мышь-малютка

1. Может ли мышь уместиться в чайной ложке? Может. Это не простая мышь! Вид этой мышки обитает в Африке. У нее дома вода – большая роскошь. Наступает ночь. Мышка складывает камушки перед входом в норку. Зачем? Так она готовит себе питье на утро. Тепло из норки сталкивается с ночной прохладой. На камушках появляется роса. Ее мышь и пьет. (57 слов)

2. На лесной полянке всюду видны кучки рыхлой земли. Они очень похожи на маленькие грядки. На кучках торчат березки ростом со спичку. Рядом крошечные сосенки с тремя зелеными иголочками. Чьи это грядки? Кто их копает?

Вот зашевелилась трава. Вдруг земля поднялась холмом. Из-под земли показались широкие лапки с когтями. Потом появился мокрый нос. Наружу вылез крот. Вот кто рыхлит землю! Упадут в землю семена. Вырастут березки, сосны да липки. (По Э. Шиму). (71 слово)

Тексты слуховых диктантов (для учеников 3 класса)

1. На полянке росли кустики брусники. По краям полянки зеленые кусты малины. Вдруг послышался шорох. Что за зверюшка? Присел я на пенечек и стал тихонько свистеть. Вдруг из куста высунулся черный нос, показались хитрющие глазки. Это был медвежонок. Малыш стал меня обнюхивать. Тут затрещали сучья малины. Это медведица медвежонка ищет. Надо бежать! Я только поиграть с медвежонком хотел. Но разве медведице это объяснишь? (По Г. Снегиреву). (62 слова)

2. Отец принес сыну новую книгу. Мальчик долго рассматривал красивые картинки. Художник нарисовал море, корабли. Откуда пришла книга? Кто придумал чудо из чудес? Жизнь книги берет начало в лесу. От дерева до книги длинный путь. Люди срубили деревья, отвезли на фабрику. Рабочие распилили их, сварили бумажное тесто. Эту массу раскатали в тонкие полосы и свернули в рулоны. Готовую бумагу отправляют на книжную фабрику. Там есть наборный, печатный и переплетные цеха. Отсюда книга идет в библиотеку, магазин. (По А. Баркову). (76 слов)

Тексты слуховых диктантов (для учеников 4 класса)

 

Первый раз мы встретились в лесу. Грузная жаба сидела на тропинке. Она не пыталась удрать. Я приблизился к жабе и осмотрел ее. У жабы были удивительные с темными точками глазки. На брюшке блестела нежная кожа. Луч солнца пробежал по лаковой спинке. Большая жаба была красива! Почему это не видят другие? Жаба прыгнула под старый пень. Там ее жилье. Я часто приходил к старому пню и всегда встречал ее. (68 слов)

 

Кто из вас не любит природу? Встанешь утром рано, выйдешь на крыльцо и услышишь как тихо шумят деревья. Пруд задымился. Его гладь покрылась прозрачным туманом. На востоке появилась светлая полоска. Подул теплый ветерок. Повеяло душистой свежестью. Хорошо дышать чистым утренним воздухом! А вот и яркое солнце показалось. Поля заблестели росой. Окрестность наполнилась веселым щебетанием птиц. Золотом поспевает поспевающая рожь. По узкой тропинке около пашни идешь к речке. Песок на берегу еще холодный, а ты спешишь нырнуть в воду. Чудесно летним утром! (81 слово)

 

 

(Тексты из книг: 1) Узорова, О.В. 500 контрольных диктантов по русскому языку / О.В. Узорова. Пособие для начальной школы. – К. : ГИППВ, 1999. – 256 с. 2) ) Узорова, О.В. Диктаны и изложения по русскому языку : 1-4-й кл. / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. – м. : Астрель; Владимир : ВКТ, 2008. – 266 с. 3) Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей : Сб. Методических рекомендаций. – СПб., Москва : САГА : ФОРУМ, 2006, – 272 с.)

 

 

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ СЕМАНТИКО-СИНТАКСИЧЕСКИХ И ПУНКТУАЦИОННЫХ НАВЫКОВ В СЛУХОВОМ ДИКТАНТЕ

Баллы Качественные показатели
2 балла Сформированность семантико-синтаксических и пунктуационных навыков (верный выбор пунктуационного знака в конце предложения, обозначение заглавной буквы в начале предложения, безошибочное отграничение речевых единиц на уровне предложения).
1 балл Небольшое количество нестойких семантико-синтаксических и пунктуационных ошибок, которые самостоятельно замечаются и исправляются.
0 баллов Наличие стойких, типичных семантико-синтаксических и пунктуационных нарушений – «просодико-интонационные функционально-значимые ошибки на письме»: 1) ошибочный выбор пунктуационного знака в конце предложения (точка, восклицательный знак, вопросительный знак); 2) отсутствие обозначения заглавной буквы в начале предложения (написание со строчной буквы) или выделение другого слова заглавной буквой; 3) нарушение отграничения речевых единиц на уровне предложения, когда знак препинания выпадает или обозначается в другом месте.

 

Сформированность семантико-синтаксических и пунктуационных навыков в слуховом диктанте оценивается на основе одного параметра: наличие стойких типологических просодико-интонационных функционально-значимых ошибок.

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ: – 2 балла.Сформированность семантико-синтаксических и пунктуационных навыков.

ДОПУСТИМЫЙ УРОВЕНЬ: – 1 балл. Небольшое количество нестойких семантико-синтаксических и пунктуационных ошибок, которые самостоятельно замечаются и исправляются.

КРИТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ:0 баллов. Наличие стойких типологических просодико-интонационных функционально-значимых ошибок.

 

ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ СМЫСЛОВОГО И ИНТОНАЦИОННОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА ИЗЛОЖЕНИЯ