Загадка

Пословицы и поговорки

Шутки, прибаутки

Все для всех

Два товарища

Зачем воду пьют?

Стих

Глядь – поверх текучих вод

Лебедь белая плывет.

«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный!

Опечалился чему?» –

Говорит она ему.

Князь печально отвечает:

«Грусть-тоска меня съедает,

Одолела молодца:

Видеть я б хотел отца».

Лебедь князю: «Вот в чем горе!

Ну, послушай: хочешь в море

Полететь за кораблем?

Будь же, князь, ты комаром».

(А.С Пушкин. Отрывок из сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебедь). ( 55 слов)

Контрольные вопросы к тексту:

1. Кто разговаривал с князем?

2. Какой князь?

3. Почему князь печалится?

4. Как князь полетит за кораблем?

 

Тексты для чтения (для учеников 4 класса)

(рассказ)

1. Ты скажешь: воду пьют потому, что хочется. А почему хочется?

Потому, что без воды жить нельзя. Ведь мы свою воду все время тратим. Дохни на холодное стекло. Оно запотело, покрылось капельками воды. Откуда взялась вода? Из твоего тела. Откуда пот на теле в жаркий день? Из тела.

В сутки человек теряет 12 стаканов воды. Значит, столько же ему надо выпить или съесть воды. А разве воду едят? В мясе, в овощах. В хлебе много воды. Например, в мясе воды втрое больше, чем твердого материала. Человек может долго прожить без еды. А вот без воды не может прожить и несколько дней.

(По М. Ильину). (101 слово)

Контрольные вопросы к тексту:

1. Почему человек не может прожить без воды?

2. Как человек теряет воду?

3. Сколько воды надо выпить в сутки?

4. Как «едят» воду?

5. Какова главная мысль текста?

Проверочное задание: перескажите текст.

(басня)

2. Шли по лесу два товарища, и выскочил, и выскочил на них медведь. Один влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было нечего – он упал наземь и притворился мертвым.

Медведь подошел к нему и стал нюхать. Человек и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо и отошел. Медведи ведь мертвых не трогают.

Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется над товарищем: – Что тебе медведь на ухо говорил?

Поднялся человек с дороги и отвечает: – он сказал, что плохие люди те, которые в опасности от товарища убегают. (По Л. Толстому). (89 слов)

Контрольные вопросы к тексту:

1. Шептал ли что-нибудь медведь?

2. кто же назван в басне плохим человеком?

3. За что писатель осуждает человека, сидящего на дереве?

4. Можно ли смеяться над товарищем, пережившим сильную опасность?

5. Объясните значение слов «выскочил», «наземь», «притворился».

Проверочное задание: перескажите текст.

 

3.

(стих)

Каменщик строит жилища,

Платье – работа портного,

Но ведь портному работать

Негде без теплого крова!

 

Каменщик был бы раздетым,

Если б умелые руки

Вовремя не смастерили

Фартук, и куртку, и брюки.

 

Пекарь сапожнику к сроку

Сшить сапоги поручает.

Ну, а сапожник без хлеба

Много ль нашьет, наточает?

 

Стало быть, так и выходит:

Все, что мы делаем, – нужно.

Значит, давайте трудиться

Честно, усердно и дружно.

(Ю. Тувим) (63 слова)

Контрольные вопросы к тексту:

1. О каких профессиях говорится в стихотворении?

2. Что делают друг для друга люди труда?

3. Объясните название стихотворения.

4. Как автор относится к людям труда?

5. Какова главная мысль стихотворения? В каком четверостишии она выражена?

 

4.

Сбил, сколотил – вот колесо:

Сел да поехал – ах, хорошо!

Оглянулся назад –

Одни спицы лежат.

(14 слов)

Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах (9слов)

Не давши слово – крепись, а давши слово – держись! (8 слов)

Овсом не кормят, кнутом не гонят,

А как пашет, семь плугов тащит. (12 слов)

Контрольные задания:

объяснить значение прибаутки, пословиц, поговорок; отгадать загадку.

 

(Тексты из книг: 1) Чтение. 1-4 классы : тексты для проверки техники и выразительности чтения / авт.-сот. Н.В. Лободина. – Волгоград : Учитель, 2007. – 89 с.. 2) Учеб. хрестоматия для 2 класса четырехлет. нач. школы /Авт. – сост. О.В. Джежелей. – М. : Просвещение, 1995. – 143 с. 3) Книга для чтения. Учеб. Для 2 кл. трехлет. нач. шк. / сост. В. Г. Горецкий. – М. : Просвещение, 1991. – 191 с. четырехлет. нач. шк. В 2 ч. / Сост. В. Г. Горецкий. – М. : Просвещение, 1989. – 222 с.)

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ СМЫСЛОВОГО КОМПОНЕНТА ЧТЕНИЯ