Загадка

Пословицы и поговорки

Шутки, прибаутки

Старик и дерево

Муха и Пчела

По грибы

Стих

Загадка

Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка.

Собаки лают, а достать не могут. (12 слов)

Контрольные задания:

объяснить значение пословиц, поговорок; отгадать загадку.

5.

За рекой то тут, то там

Кто-то бродит по кустам.

Эхо, эхо, эхо ты?

Отвечает эхо: «Ты-ы!»

С кем ты ходишь там? Постой!

Эхо мне в ответ: «Пустой!»

Выйди! Я хоть погляжу!

Отвечает: «Погожу-у!»

Я пойду, а ты сиди!

Эхо мне в ответ: «Иди-и-и!»

Перееду за реку!

Эхо мне в ответ: «Ку-ку-у!»

Я найду тебя в кустах. Отвечает эхо: «А-ах!»

Е. Трутнева (60 слов)

Контрольные вопросы к тексту:

1. Где бродит эхо?

2. Как эхо отвечает?

3. Где эхо ищут?

Тексты для чтения (для учеников 3 класса)

(тексты, простые по сюжету и лингвистическому оформлению, со скрытым смыслом)

(рассказ)

1. Бабушка с Надей собрались в лес за грибами. Дедушка дал им по лукошку и сказал:

- Ну-ка, кто больше наберет!

Вот они шли-шли, собирали-собирали – пошли домой. У бабушки полное лукошко, а у Нади половинка. Надя сказала:

- Бабушка, давай меняться лукошками!

- Давай.

- Вот они пошли домой. Дед посмотрел и спрашивает:

- Есть грибы?

- Волнушки, рыжики, маслята.

- А белые?

- Есть и белые, но они только под елками.

Дедушка увидел Надино лукошко и говорит:

- Ай да Надя! Гляди-ка, больше бабушки набрала!

- Тут Надя покраснела и сказала самым тихим голосом:

- Это вовсе не моё лукошко. Это всё бабушкино. (94 слова)

Контрольные вопросы к тексту:

1.О ком говорится в рассказе?

2.Бабушка с Надей собрались в лес?

3.Что сказал дедушка?

4.Сколько грибов собрала бабушка?

5.Сколько грибов собрала Надя?

6.Почему Надя предложила бабушке поменяться лукошками?

7.Почему Надя покраснела?

8.Как поступила девочка?

9.Какая главная мысль этого рассказа?

Проверочное задание: перескажите текст.

(басня)

2. Встретила как-то Муха Пчёлку. Муха была лентяйка, а Пчёлка собирала цветочный сок. Муха стала звать пчелку с собой. Муха сказала: «Там, в доме, на столе такие сладости остались. Полетишь вместе со мной?»

«Нет! Это не по мне!» - ответила Пчела.

«Тогда валяй, трудись!» - лентяйка пожужжала и полетела в дом. Но там, на липкую бумагу вдруг попала… (55 слов)

Контрольные вопросы к тексту:

1.О чем речь в басне?

2.Что ты можешь сказать о Мухе? Какая она?

3.Пчелка собирала цветочный сок?

4.Что предложила Муха Пчёлке?

5.Что ответила Пчела Мухе?

6.Что случилось с Мухой потом?

7.Почему так все произошло? Какая главная мысль этой басни?

Проверочное задание: перескажите текст.

(статья из журнала «Юный натуралист»)

3. На лесной поляне ребята свернули под развесистую сосну и развели костер. Собрали сучья и сложили их ближе к стволу, чтобы дождь не загасил пламя. Когда дождь кончился, ребята ушли.

Однажды по лесу шел старик. Он увидел на поляне дерево, в котором огонь выжег глубокую выемку. Он спустился к реке, набрал глины и замазал выжженное место, чтобы сосна не погибла. Когда работа была окончена, старик присел и долго о чем-то думал. Потом он достал из кармана спички и выложил ими на мокрой глине: «Живи назло злым!». (88 слов)

Контрольные вопросы к тексту:

1. Какой след оставили ребята после себя на лесной поляне? Как это их характеризует?

2. Как поступил старик?

3. Легко ли было старику достать глину?

4. Расскажите, как должен вести себя человек в лесу, у реки?

5. Как вы понимаете выражение «Живи назло злым!»?

Проверочное задание: перескажите текст.

4.

- Собака, что делаешь?

­- Волков пугаю.

- А что хвост поджала?

- Волков боюсь.

(11 слов)

Будешь книги читать – будешь все знать. (6 слов)

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает. (8 слов)

Черные птички на каждой страничке

Молчат, ожидают, кто их прочитает (С. Маршак) (12 слов)

Контрольные задания:

объяснить значение прибаутки, пословиц, поговорок; отгадать загадку.

5.