Критерии сформированности смысловой организации и выразительного оформления монологической речи у детей младшего школьного возраста
Монолог
КРИТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ:выраженные нарушения смыслового и выразительного оформления высказывания – 0 баллов
ДОПУСТИМЫЙ УРОВЕНЬ:нерезко выраженные нарушения смыслового и выразительного оформления высказывания–1 балл
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ:смысловая цельность компонентов содержания, активное и адекватное использование средств интонационной выразительности –2 балла
Критерии сформированности смысловой организации и выразительного оформления диалогической речи у детей младшего школьного возраста
Диалог
· Анализу подвергается интонационная выразительность речи в разных видах развернутого высказывания.
Изучение смысловой организации и выразительного оформления диалогической речи: – вопросно-ответная беседа с опорой на наглядность.
Задание: рассмотреть предметную картинку, ответить на вопросы:
1. Кто изображен на картинке?
2. Какая девочка?
3. Что делает девочка?
4. Какое настроение у девочки? Почему?
5. Изобрази настроение девочки мимикой и жестами.
ОЦЕНКА СМЫСЛОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
И ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ОФОРМЛЕНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ
Баллы | Качественные показатели |
2 балла | 1) полнота передачи и актуализации коммуникативной значимости информации; 2) использование всего комплекса средств интонационной выразительности (мелодика, интенсивность, темп, ритм, логическое и словесное ударение, паузирование, тембр); 3) адекватность внешнего выражения эмоциональной реакции в диалогической речи, невербальные формы выражения оптимальны. |
1 балл | 1) неярко выраженные нарушения тематической организации; 2) недостаточная сформированность комплекса средств интонационной выразительности; 3) внешнее выражение эмоциональной и невербальной реакции адекватно в диалогической речи, но проявляется недостаточно. |
0 баллов | 1) грубое искажение основной линии сюжета, подмена реальных событий несуществующими, частая смена тематических ориентиров, подмена вербальных средств паралингвистическими способами передачи информации; 2) средства интонационной выразительности не использует (неокрашенность, бедность изложения); 3) нарушения интонационной выразительности движений (пантомимика, мимика, жест). |
ДИАГНОСТИКА СМЫСЛОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
И ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ОФОРМЛЕНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ
Изучение смысловой организации и выразительного оформления монологической речи.
Задание: 1) пересказ короткого текста.
***
Мальчик играл и разбил нечаянно чашку. Никто не видел. Отец пришел и спросил: «Кто разбил?» Мальчик затрясся от страха и сказал: «Я». Отец говорит: «Спасибо, что правду сказал». (Л. Толстой). (28 слов)
Задание: 2) составление рассказа по серии картинок: «На катке».
Ответы на уточняющие вопросы после рассказа по картинкам:
1. Кто из мальчиков виноват?
2. Как он исправил свою вину?
3.Что бы ты чувствовал на месте каждого из мальчиков?
(Для диагностики особенностей диалога и монолога использовать материал из книги: Ковалец, И.В. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере : Метод. Пособие для педагогов общего и специального образования. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 136 с.), (стр. 9, 112).
ОЦЕНКА СМЫСЛОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
И ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ОФОРМЛЕНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ
Баллы | Качественные показатели |
2 балла | 1) свобода и четкость в изложении смысловой цельности основных компонентов содержания речи; 2) использование всего комплекса средств интонационной выразительности (мелодика, интенсивность, темп, ритм, логическое и словесное ударение, паузирование, тембр); 3) адекватность внешнего выражения эмоциональной реакции в монологической речи, невербальные формы выражения оптимальны. |
1 балл | 1) единичные пропуски семантически значимых элементов сюжета; 2) недостаточная сформированность комплекса средств интонационной выразительности; 3) внешнее выражение эмоциональной и невербальной реакции адекватно в монологической речи, но проявляется недостаточно. |
0 баллов | 1) выраженные нарушения показателей смысловой цельности и связности текста; 2) не используются средства выразительности (неокрашенность и бедность изложения); 3) нарушения интонационной выразительности движений (пантомимика, мимика, жест); 4) неадекватность внешнего выражения эмоциональной реакции во время высказывания; 5) дыхательные, голосовые, дикционные несовершенства. |
Суммарное количество баллов, набранных по итогам выполнения заданий, позволяет определить уровень сформированности искомого явления.