Выявляемые симптомы
Исследование памяти
Проба на понимание логико-грамматических конструкций
Проба на понимание слов
Проба на называние
Анализ спонтанной речи
КРИТЕРИИ БАЛЛОВЫХ ОЦЕНОК
0 — Плавная, развернутая, просодически неизмененная речь без поиска слов и парафазии.
0,5 — Речевая аспонтанность, трудности включения в речь.
1 — Легкие изменения просодики с возможностью улучшения разборчивости речи при дополнительных усилиях ребенка; или 1-2 парафазии, персеверации или аграмматизмы с самокоррекцией; или единичный поиск слов.
2 — Грубые дефекты просодики; или множественные парафазии, персеверации, аграмматизмы с неполной коррекцией.
3 — Вышеуказанные некорригируемые нарушения делают речь ребенка полностью неразборчивой и непонятной.
0 — Безошибочное называние всех предъявленных изображений предметов.
1 — Поиск номинаций, увеличение латентного периода называния или единичные парафазии с самокоррекцией при актуализации низкочастотных слов.
2 — Множественные парафазии и персеверации с частичной коррекцией при подсказке первого звука в слове.
3 — Некорригируемые парафазии и персеверации не менее чем в половине предъявленных для называния стимулов.
0 — Безошибочное и уверенное соотнесение всех предъявленных слов, пар слов с картинками с первого предъявления.
1 — Единичные ошибки в понимании по типу импульсивности с самокоррекцией или однократная необходимость повторного предъявления.
2 — Многократные ошибки (отчуждения смысла слов, фонетические и семантические замены, персеверации или пропуски при показе пар картинок) с частичной коррекцией или многократная необходимость повторного предъявления.
3 — Некорригируемые ошибки всех указанных выше типов более чем в половине предъявленных слов.
0 — Безошибочное и уверенное соотнесение всех предъявленных фраз
с картинками с первого предъявления.
1 — Единичные ошибки в понимании пассивных конструкций или однократная необходимость повторного предъявления.
2 — Многократные ошибки в понимании обратимых активных и пассивных конструкций с частичной коррекцией или многократная необходимость повторного предъявления.
3 — Некорригируемые ошибки всех указанных выше типов более чем в половине предъявленных фраз.
Исследование мнестических функций включает в себя следующее. 1. Тесты на слухоречевую память:
• заучивание пяти (в 3 года) и семи (от 4 лет) не связанных по смыслу слов за 3 предъявления. Возможно дополнительное (четвертое) предъявление для детей, не достигших возрастного норматива к третьему предъявлению. Но большинство дошкольников достигают максимума в течение 3 попыток и затем отказываются повторять («устал») или снижают показатели запоминания слов. Флуктуации результатов в процессе заучивания нормативны для дошкольников;
• запоминание после 1-2 предъявлений и пересказ с опорой на вопросы логически связанной информации (для детей старше 4 лет) рассказа «Сережа» (лист 25 Альбома), включающего 7 смысловых элементов: проснулся, ищет носки на столе и под столом, ботинок под кроватью, нет другого ботинка в комнате, возится, опоздал.
2. Тест на двигательную память: запоминание 2 серий из 2-3 движений.
3. Тест на зрительную память: запоминание и узнавание 1 -2 (в зависимости от возраста) групп из 3 изображений реальных предметов.
5.1.Низкая продуктивность (по сравнению с нормативным для данного
возраста объемом) запоминания в процессе заучивания.
5.2. Инактивность заучивания (плато и персеверации стимулов).
5.3. Конфабуляции (вплетения непредъявленных элементов).
5.4. Трудности включения (низкий показатель объема заучивания при первом предъявлении для детей от 4 лет).
5.5. Звуковые замены (близким по звучанию словом).
5.6. Семантические замены (близким по смыслу словом).
5.7. Перцептивные замены (зрительно сходной картинкой).
5.8. Незапоминание последовательности элементов (для детей старше 5 лет).
5.9. Незапоминание смысловых элементов текста (для детей старше 4 лет).
5.10. Трудности усвоения двигательной программы (необходимость проговаривания или сопряженного выполнения).
5.11. Необходимость подсказки для воспроизведения усвоенной двигательной программы.
5.12. Невозможность усвоения двигательной программы.