Проба на копирование простых геометрических фигур

Проба на динамический праксис

Проба на условную реакцию выбора

Проба на реципрокную координацию

КРИТЕРИИ БАЛЛОВЫХ ОЦЕНОК

Выявляемые симптомы

2.1. Инертность (персеверации движений).

2.2. Трудности удержания двигательной программы.

2.3. Упрощение программы в динамическом праксисе.

2.4. Дезавтоматизация (скандированность) движений в динамическом праксисе.

2.5. Стереотипии в динамическом праксисе (вертикальный кулак).

2.6. Трудности пространственной организации движений и действий: пространственный поиск, зеркальность, пространственные искажения (в динамическом праксисе, праксисе позы, рисунке).

2.7. Импульсивность (эхопраксия с коррекцией) в праксисе позы, в реакции выбора.

2.8. Кинестетические трудности (поиск позы, моторная неловкость) в праксисе позы.

2.9. Истощаемость (микрография) в графической пробе.

2.10.Утеря программы в реакции выбора.

2.11.Напряженность, замедленность в реципрокной координации.

2.12.Поочередное или симметричное (уподобление) выполнение реципрокной координации.

2.13.Отставание одной руки в реципрокной координации.

2.14.Лишние импульсы при воспроизведении ритмических структур.

2.15. Трудности вхождения в задание (двигательная аспонтанность).

2.16. Наличие синкинезий.

2.17. Системные персеверации.

0 — Плавные двуручные движения.

0,5 — Замедленное вхождение в задание, или неполное сжимание и рас­прямление ладони, или замедленное, напряженное, но координированное выполнение (один из симптомов).

1 — Несколько указанных выше симптомов одновременно.

1,5 — Отставание одной руки или поочередное выполнение с коррекци­ей после указания на ошибку.

2 — Отставание одной руки или поочередное выполнение с неполной коррекцией после указания на ошибку.

3 — Невозможность выполнения данной пробы, симметричное выполнение (уподобление).

0 — Безошибочное выполнение.

1 — Единичные импульсивные реакции (эхопраксии) при ломке стереотипа с возможностью самокоррекции.

2 — Выраженная эхопраксия с коррекцией только после указания на ошибку.

3 — Некорригируемая эхопраксия.

(мнестический компонент этой пробы оценивается в разделе 4.2.5)

0 — Безошибочное и плавное выполнение соответствующих возрасту программы или двух программ (кинетической мелодии), а также возрастных условий их выполнения (самостоятельное или сопряженное) не менее 3 раз подряд с возможностью переноса на другую руку.

0,5 — Безошибочное и плавное выполнение при наличии синкинезий в другой руке или легкой истощаемости (уменьшение угла наклона руки или величины заборчика в графической пробе).

1 — 1-2 персеверации, или пространственные ошибки, или стереотипии
с самокоррекцией при переходе ко второй серии движений или переносе программы на другую руку, или легкая дизметрия элементов в графической пробе на динамический праксис для детей старше 6 лет, или грубая истощаемость.

1,5 — Множественные ошибки указанных выше типов с частичной кор­рекцией при интенсивной помощи исследователя: вербальной регуляции, или сопряженном выполнении (для детей старше 4 лет), и/или 1-2 персе­верации в графической пробе без коррекции.

2 — Необходимы оба вида помощи обследующего одновременно для успешного выполнения теста, и/или множественные персеверации в графической пробе.

3 — Невозможность выполнения ни одной программы при любом виде помощи.

0 — Безошибочное копирование фигур, соответствующих возрастным нормативам, при сохранении приблизительных размеров, направлений и сопряженности фигур и/или их элементов.

0,5 — Одна дизметрическая ошибка (нарушение не менее чем на 50% сораз­мерности сопряженных фигур для детей от 5 лет или элементов одной фигуры для более младших детей) при общей сохранности предложенной формы.

1— Несколько дизметрических ошибок при общей сохранности формы. 1,5 — 1-2 топологические ошибки (несопряженные или наложенные более чем на 0,5 см фигуры) и/или координатные (пространственные) ошибки: искажение векторов право/лево, верх/низ или зеркальный пово­рот фигуры и/или ее частей (например, направления стрелок или положе­ния квадрата относительно кружка в пробе Денманна).

2 — Множественные топологические и/или координатные ошибки, форма более половины рисунков трудноузнаваема.

3 — Неузнаваемость ни одного скопированного рисунка, полный отказ от выполнения задания или замещение его деятельностью, не соответствующей инструкции копирования заданного образца.