Исследование движений и действий
Корректурная проба
Критичность
0 — Ребенок проявляет отчетливую заинтересованность в результатах обследования и в оценках взрослого, адекватно относится к сделанным
ошибкам, переживает их, старается исправить самостоятельно.
1 — Ребенок старается исправить все допущенные ошибки только после указания на них обследующим.
2 — Ребенок пытается исправить некоторые допущенные ошибки
после указания на них обследующим, но прилагает недостаточно усилий
к этому.
3 — Ребенок полностью безразличен к результатам обследования и выявленным ошибкам.
Балл | 4 года | 5лет | 6 лет |
6 найденных за минуту | 9 правильных фигурок и не | 11 правильных фигурок при | |
правильных фигурок | более 2 ошибок типа 1.13.1 | отсутствии ошибок | |
и не более 3 ошибок | |||
типа 1.13.1 | |||
0,5 | 1—2 импульсивные, самокорригируемые ошибки типа 1.13.2 | ||
5 правильных фигурок и/или | 7-8 правильных фигурок | 8-10 правильных фигурок | |
1-2 ошибки типа 1.13.2 без | и/или 1—2 ошибки типа 1.13.2 | и/или единичные ошибки | |
коррекции. Или более 3 | без коррекции. Или более 2 | любого типа без коррекции | |
ошибок типа 1.13.1 | ошибок типа 1.13.1 | ||
3-4 правильные фигурки | 5-6 правильных фигурок | 6-7 правильных фигурок | |
и/или более 2 ошибок типа | и/или более 2 ошибок типа | и/или более 2 ошибок любого | |
1.13.2. Или отвлечения от | 1.13.2. Или отвлечения от | типа без коррекции. Или | |
выполнения задания(паузы | выполнения задания(паузы | отвлечения от выполнения | |
более 10 секунд) | более 10 секунд) | задания (паузы более | |
10 секунд) | |||
Менее 3 правильных фигурок | Менее 5 правильных фигурок | Менее 6 правильных фигурок | |
за минуту | за минуту | за минуту |
При исследовании двигательных функций в нейропсихологическом обследовании мы применяем и оцениваем выполнение следующих тестов из Луриевской батареи.
1. Проба на реципрокную координацию (с 4 лет). Обследователь кладет обе кисти на стол, одна из которых сжата в кулак, а у другой распрямлены пальцы. Затем, не меняя местоположения рук на столе, обследователь одновременно одну кисть разжимает, а другую сжимает в кулак. После нескольких показов предлагается ребенку выполнять такие же движения вместе. С 4-летним малышом весь тест выполняется сопряженно, а начиная с 5 лет после нескольких сопряженных движений ребенок может выполнять пробу на реципрокную координацию самостоятельно.
2. Проба на праксис позы пальцев. Ребенку предлагается поиграть в «ловкие пальчики» — последовательно повторять каждую из указанных в протоколе поз пальцев руки: вытянуть по одному второй, пятый, второй и третий, второй и пятый пальцы; сложить пальцы в кольцо, положить пальцы друг на друга (см. приложения). Поочередно обследуют обе руки, начиная обследование с ведущей.
3. Проба на оральный праксис (с 4 лет). Ребенку предлагается поиграть в «рожицы» — последовательно имитировать каждое из показанных обследователем движений оральной мускулатуры: надуть щеки, надуть одну щеку, поцокать, упереть язык в щеку.
4. Пробы на динамический праксис. Ребенку предлагают поиграть в-«ловкие
ручки». Обследующий показывает 3 раза различные последовательности движений кисти: («кулак—ребро» — упрощенный вариант для детей 3 лет; «кулак—ребро»/«ладонь—кулак» — для детей 4 лет и «ладонь—кулак—ребро»/«кулак—ладонь—ребро» — для детей старше 5 лет). Затем просит повторить их другой поочередно, начиная с первой. Обследуются обе руки. Кроме того, дети от 5 лет выполняют графическую пробу на динамический праксис: продолжить рисовать, не отрывая карандаш, узор, составленный из двух сменяющихся элементов (см. приложение 3).
5. Рисунок (копирование) простых геометрических фигур: круг и квадрат — для детей 3 лет, круг, треугольник и квадрат — для детей 4 лет; круг, треугольник, квадрат и ромб, а также 3 фигур из методики Денманна (см. приложение 3) для детей от 5 лет.
6. Проба на условные реакции выбора (для детей от 5 лет). Ребенку дается инструкция «поиграть во внимательных моряков-сигнальщиков»: в ответ на поднятый кулак поднять палец, а в ответ на поднятый палец поднять кулак. После усвоения инструкции 3 раза происходит последовательное чередование движений — «палец—кулак» (создание двигательного стереотипа), после чего дважды подряд предъявляется одно и то же движение, а затем другое (ломка стереотипа) (см. приложение). 7. Проба на воспроизведение ритмических структур (для детей от 5 лет). Ребенку предлагается «поиграть в радистов»: последовательно воспроизводить ведущей рукой группы ритмических структур (см. приложение 3).