Исследование движений и действий

Корректурная проба

Критичность

0 — Ребенок проявляет отчетливую заинтересованность в результатах обследования и в оценках взрослого, адекватно относится к сделанным
ошибкам, переживает их, старается исправить самостоятельно.

1 — Ребенок старается исправить все допущенные ошибки только после указания на них обследующим.

2 — Ребенок пытается исправить некоторые допущенные ошибки
после указания на них обследующим, но прилагает недостаточно усилий
к этому.

3 — Ребенок полностью безразличен к результатам обследования и выявленным ошибкам.

 

Балл 4 года 5лет 6 лет
6 найденных за минуту 9 правильных фигурок и не 11 правильных фигурок при
  правильных фигурок более 2 ошибок типа 1.13.1 отсутствии ошибок
  и не более 3 ошибок    
  типа 1.13.1    
0,5 1—2 импульсивные, самокорригируемые ошибки типа 1.13.2
5 правильных фигурок и/или 7-8 правильных фигурок 8-10 правильных фигурок
  1-2 ошибки типа 1.13.2 без и/или 1—2 ошибки типа 1.13.2 и/или единичные ошибки
  коррекции. Или более 3 без коррекции. Или более 2 любого типа без коррекции
  ошибок типа 1.13.1 ошибок типа 1.13.1  
3-4 правильные фигурки 5-6 правильных фигурок 6-7 правильных фигурок
  и/или более 2 ошибок типа и/или более 2 ошибок типа и/или более 2 ошибок любого
  1.13.2. Или отвлечения от 1.13.2. Или отвлечения от типа без коррекции. Или
  выполнения задания(паузы выполнения задания(паузы отвлечения от выполнения
  более 10 секунд) более 10 секунд) задания (паузы более
      10 секунд)
Менее 3 правильных фигурок Менее 5 правильных фигурок Менее 6 правильных фигурок
  за минуту за минуту за минуту

При исследовании двигательных функций в нейропсихологическом обсле­довании мы применяем и оцениваем выполнение следующих тестов из Луриевской батареи.

1. Проба на реципрокную координацию (с 4 лет). Обследователь кладет обе кисти на стол, одна из которых сжата в кулак, а у другой распрямлены пальцы. Затем, не меняя местоположения рук на столе, обследователь одновременно одну кисть разжимает, а другую сжимает в кулак. После нескольких показов предлагается ребенку выполнять такие же движения вместе. С 4-летним малышом весь тест выполняется сопряженно, а начиная с 5 лет после нескольких сопряженных движений ребенок может выполнять пробу на реципрокную координацию самостоятельно.

2. Проба на праксис позы пальцев. Ребенку предлагается поиграть в «ловкие пальчики» — последовательно повторять каждую из указанных в протоколе поз пальцев руки: вытянуть по одному второй, пятый, второй и третий, второй и пятый пальцы; сложить пальцы в кольцо, положить пальцы друг на друга (см. приложения). Поочередно обследуют обе руки, начиная обследование с ведущей.

3. Проба на оральный праксис (с 4 лет). Ребенку предлагается поиграть в «рожицы» — последовательно имитировать каждое из показанных обследователем движений оральной мускулатуры: надуть щеки, надуть одну щеку, поцокать, упереть язык в щеку.

4. Пробы на динамический праксис. Ребенку предлагают поиграть в-«ловкие
ручки». Обследующий показывает 3 раза различные последовательности движений кисти: («кулак—ребро» — упрощенный вариант для детей 3 лет; «кулак—ребро»/«ладонь—кулак» — для детей 4 лет и «ладонь—кулак—ребро»/«кулак—ладонь—ребро» — для детей старше 5 лет). Затем просит повторить их другой поочередно, начиная с первой. Обследуются обе руки. Кроме того, дети от 5 лет выполняют графическую пробу на динамический праксис: продолжить рисовать, не отрывая карандаш, узор, составленный из двух сменяющихся элементов (см. приложение 3).

5. Рисунок (копирование) простых геометрических фигур: круг и квадрат — для детей 3 лет, круг, треугольник и квадрат — для детей 4 лет; круг, треугольник, квадрат и ромб, а также 3 фигур из методики Денманна (см. приложение 3) для детей от 5 лет.

6. Проба на условные реакции выбора (для детей от 5 лет). Ребенку дается инструкция «поиграть во внимательных моряков-сигнальщиков»: в ответ на поднятый кулак поднять палец, а в ответ на поднятый палец поднять кулак. После усвоения инструкции 3 раза происходит последовательное чередование движений — «палец—кулак» (создание двигательного стереотипа), после чего дважды подряд предъявляется одно и то же движение, а затем другое (ломка стереотипа) (см. приложение). 7. Проба на воспроизведение ритмических структур (для детей от 5 лет). Ребенку предлагается «поиграть в радистов»: последовательно вос­производить ведущей рукой группы ритмических структур (см. при­ложение 3).