Возрастные возможности применения нейропсихологической диагностики

Нейропсихологическое обследование 3-летних детей мо­жет включать следующее

1. Беседу с целью определения сформированности фразовой речи.

2. Пробу на праксис позы пальцев и простой вариант пробы на динамический праксис.

3. Рисунок простых фигур: круг и квадрат (копирование).

4. Называние реальных изображений (листы 2-3 Альбома).

5. Показ реальных изображений по слову-наименованию (листы 2-3 Альбома).

6. Запоминание одной серии из 3 реальных изображений и выб&р их
среди дистракторов.

7. Запоминание серии из 5 слов.

8. Счет до пяти с внешней опорой.

9. Исключение понятий (2 первые картинки пробы «четвертый лишний» при внешнем речевом подкреплении — листы 5-6 Альбома).

 

Исследование детей средней возрастной группы(4 года) показало, что к этому периоду наблюдается существенный скачок в психологическом раз­витии детей.

Нейропсихологическое обследование детей 4 лет может включать в себя следующее.

1. Беседа с ответами на простые вопросы: сколько тебе лет? где ты живешь? какое сейчас время года? в какую группу детского сада ты ходишь?

2. Установление латерализации функций.

3. Исследование умственной работоспособности и внимания (корректурная проба — лист 1 Альбома).

4. Проба на реципрокную координацию при сопряженном ее выполнении.

5. Простой вариант пробы на динамический праксис (2 серий по 2 движения).

6. Проба на праксис позы пальцев.

7. Простые пробы на оральный праксис.

8. Рисунок 3 простых фигур: круг, квадрат, треугольник (копирование).

9. Узнавание реальных, перечеркнутых и наложенных изображений (листы 2-4 Альбома).

10. Узнавание (соединение линиями) пространственно ориентированных простых фигур (модифицированный тест Бентона).

11. Понимание простых логико-грамматических конструкций (лист 15 Альбома).

12. Воспроизведение упроченных речевых рядов (счет до 10 в прямом порядке).

13. Оценка простых ритмических структур, предъявляемых в медленном темпе.

14. Называние реальных изображений (листы 2-3 Альбома).

15. Показ реальных изображений по слову-наименованию (листы 2-3 Альбома).

16. Запоминание одной серии из 3 реальных изображений и выбор их из дистракторов (листы 18 и 20 Альбома).

17. Запоминание серии из 7 слов.

18. Запоминание серии из 2 движений и перенос программы на другую руку.

19. Составление рассказа по картинке и серии предварительно разложенных картинок (листы 21-23 Альбома).

20. Пересказ текста по вопросам (лист 25 Альбома).

21. Простые пробы на исключение понятий (четвертый лишний) (листы 5-8 Альбома).

22. Понимание простых логико-грамматических отношений (лист 15 Альбома).

 

К 5 годам становится возможным полное нейропсихологическое обследование, включающее следующее.

1. Беседа с ответами на вопросы: фамилия, имя, имена родителей?
сколько тебе лет? где ты живешь? какое сейчас время года? в какую группу детского сада ты ходишь?

2. Пробы на латерализацию функций.

3. Исследование умственной работоспособности и внимания (корректурная проба — лист 1 Альбома).

4. Проба на реципрокную координацию.

5. Пробы на динамический праксис (2 серии по 3 движения и графическая проба).

6. Пробы на праксис позы пальцев.

7. Простые пробы на оральный праксис.

8. Копирование 4 простых фигур: круг, квадрат, ромб и треугольник
и трех фигур из теста Денманна (см. приложение 3).

9. Узнавание перечеркнутых и наложенных реальных изображений (лист 4 Альбома).

10. Узнавание (соединение линиями) пространственно ориентированных простых фигур (модифицированный тест Бентона) (см. приложение 3).

11. Оценка и воспроизведение по инструкции простых ритмических структур.

12. Идентификация эмоционального состояния (выбор картинки с аналогичной эмоцией) (лист 26 Альбома).

13. Воспроизведение речевых рядов (порядковый счет до 10) в прямом и в обратном порядке.

14. Называние реальных изображений, в том числе низкочастотных слов (листы 2-3 Альбома).

15. Показ пар реальных изображений по слову-наименованию (листы 2-3 Альбома).

16. Понимание логико-грамматических отношений (листы 15-17 Альбома).

17. Запоминание 2 серий из 3 реальных изображений и выбор из дистракторов (листы 18-20 Альбома).

18. Запоминание серии из 7 слов.

19. Составление рассказа по картинке и серии сюжетных картинок (листы 21-23 Альбома).

20. Пересказ текста с опорой на вопросы (лист 25 Альбома).

21. Проба на исключение понятий (четвертый лишний) (листы 8-13 Альбома).

22. Проба на понимание аналогий (листы 27-28 Альбома).

Между 3-4- и 5-6-летними детьми обнаруживается, кроме того, огром­ная разница в точности движений, многообразии жестов, активном словар­ном запасе и активности взаимодействия друг с другом.

Дополнительные сведения о ребенке, необходимые для выработки стра­тегии и отбора методов коррекционной работы, дает опросник для родите­лей, обращающихся к психологу. Его задача — дать ин­формацию об особенностях пери- и постнатального развития ребенка, его проблемах в семье и детском коллективе.