ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-16 ЛЕТ

ШКАЛА ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ

Критерий Эмоциональное благополучие

Критерий- успешность социальных контактов (взаимоотношения с одноклассниками)

Критерий - школьные нормы поведения

1 шкала. Поведение на уроке:

5- добросовестное выполнение всех требований, сидит тихо

4- выполняет требования учителя, но иногда отвлекается от урока

3- изредка поворачивается, обменивается репликами, надо привлекать его внимание к уроку

2- частая скованность, напряженность в движениях, позе, ответах

1- выполняет требования учителя частично, постоянно вертится, разговаривает

0-не выполняет требования учителя, преобладают игровые интересы

2 шкала Поведение на перемене

5- высокая игровая активность, охотно принимает участие

4- активность мене выражена, предпочитает спокойные игры, чтение книг

3- активность ограничена занятием, связана с подготовкой к следующему уроку

2- не может найти занятие, переходит от одной группы к другой

1- пассивен, движения скованы, избегает других

0- часто нарушает нормы поведения, кричит, мешает, не меняет поведение после замечания

 

1 шкала Взаимоотношения с одноклассниками

5- общительный, легко контактирует с детьми

4- малоинициативен, легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети

3- сфера ограничена, общается с некоторыми детьми

2- предпочитает быть рядом, но не вступает

1- Замкнут, предпочитает быть один, дети равнодушны

0 – негативизм, по отношению к детям, ссорится, обижает других, дети его не любят

2 шкала Отношение к учителю

5- дружелюбен к учителю, стремится понравится, часто обращается, общается

4 – дорожит хорошим мнением, стремится выполнить все требования учителя, если надо, обращается к учителю

3- старательно выполняет требования учителя, но за помощию чаще обращается к ученикам

2- выполняет требования учителя формально, не заинтересован в них, старается быть незаметным

1- избегает контактов с учителем, при контакте говорит тихо

0- общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям (обижается, плачет) даже при маленьком замечании

 

1 шкала

5- хорошее настроение, часто улыбается, смеется

4- спокойное эмоциональное состояние

3- эпизодическое проявление снижения настроения

2- отрицательные эмоции, встревоженность, огорченность, обидчивость, частые ссоры, в разговорах повышенный голос, иногда страх

1- плач без всяких причин, настроение депрессивное

0- агрессия в отношении с детьми, учителем

 

 

(из книги Прихожан А.М. «Тревожность у детей и подростков»)

В нижеприведенной таблице перечислены ситуации, обстоятельства, с которыми ты встречаешься в жизни. Некоторые из них могут быть тебе неприятными, так как могут вызывать тревогу, беспокойство или страх.

Внимательно прочти каждое предложение, представь себя в этих обстоятельствах и обведи одним кружочком одну из цифр справа – 0, 1, 2, 3, 4 – в зависимости от того, насколько эта ситуация тебе неприятна, насколько она может вызвать у тебя беспокойство. опасения или страх. Если ситуация совершенно не кажется тебе неприятной, обведи цифру 0. Если она немного тревожит, беспокоит тебя, обведи цифру 1. Если беспокойство и страх достаточно сильны, и тебе хотелось бы не попасть в такую ситуацию, обведи цифру 2. Если ситуация очень неприятна и с ней связаны сильные беспокойство, тревога, страх, обведи цифру 3. При очень сильном беспокойстве, очень сильном страхе обведи цифру 4.

Твоя задача представить себе каждую ситуацию, себя в этой ситуации, определить, насколько она может вызвать у тебя тревогу, беспокойство, страх, опасения и обвести одну из цифр, определяющих, насколько она для тебя неприятна.

№ п/п     Примерная ситуация   Нет   Немного Достаточно Значительно Очень
Отвечать у доски          
Оказаться среди незнакомых ребят          
Участвовать в соревнованиях, конкурсах. олимпиадах.          
Слышать заклятия          
Разговаривать с директором школы          
Сравнивать себя с другими          
Учитель смотрит по журналу кого спросит          
Тебя критикуют, в чем-то упрекают          
На тебя смотрят. когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы. решения задачи)          
Видеть плохие сны          
Писать контрольную работу, выполнять тест по какому-нибудь предмету          
После контрольной, теста, учитель называет отметки          
У тебя что-то не получается          
Смотреть на человека, похожего на мага. колдуна          
На тебя не обращают внимание          
Ждешь родителей с родительского собрания          
Тебе грозит неуспех. провал          
Слышать смех за своей спиной          
Не понимать объяснений учителя          
Думаешь о том. чего ты можешь добиться в будущем          
Слышать предсказания о космических катастрофах          
Выступать перед зрителями          
Слышать, что какой-то человек «напускает порчу» на других          
С тобой не хотят играть          
Проверяются твои способности          
На тебя смотрят как на маленького          
На экзамене тебе достался тринадцатый билет          
На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос          
Оценивается твоя работы          
Не можешь справится с домашним заданием          
Засыпать в темной комнате          
Не соглашаешься с родителями          
Берешься за новое дело          
Разговариваешь со школьным психологом          
Думать о том, что тебя могут «сглазить»          
Замолчали, когда ты подошел          
Слушать страшные истории          
Спорить со своим другом, подругой          
Думать о своей внешности          
Думать о призраках, других страшных «потусторонних» существах          

 

Обработка результатов:

Распределение пунктов шкалы по указанным выше субшкалам представлено в таблице № 1.