ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-16 ЛЕТ
ШКАЛА ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ
Критерий Эмоциональное благополучие
Критерий- успешность социальных контактов (взаимоотношения с одноклассниками)
Критерий - школьные нормы поведения
1 шкала. Поведение на уроке:
5- добросовестное выполнение всех требований, сидит тихо
4- выполняет требования учителя, но иногда отвлекается от урока
3- изредка поворачивается, обменивается репликами, надо привлекать его внимание к уроку
2- частая скованность, напряженность в движениях, позе, ответах
1- выполняет требования учителя частично, постоянно вертится, разговаривает
0-не выполняет требования учителя, преобладают игровые интересы
2 шкала Поведение на перемене
5- высокая игровая активность, охотно принимает участие
4- активность мене выражена, предпочитает спокойные игры, чтение книг
3- активность ограничена занятием, связана с подготовкой к следующему уроку
2- не может найти занятие, переходит от одной группы к другой
1- пассивен, движения скованы, избегает других
0- часто нарушает нормы поведения, кричит, мешает, не меняет поведение после замечания
1 шкала Взаимоотношения с одноклассниками
5- общительный, легко контактирует с детьми
4- малоинициативен, легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети
3- сфера ограничена, общается с некоторыми детьми
2- предпочитает быть рядом, но не вступает
1- Замкнут, предпочитает быть один, дети равнодушны
0 – негативизм, по отношению к детям, ссорится, обижает других, дети его не любят
2 шкала Отношение к учителю
5- дружелюбен к учителю, стремится понравится, часто обращается, общается
4 – дорожит хорошим мнением, стремится выполнить все требования учителя, если надо, обращается к учителю
3- старательно выполняет требования учителя, но за помощию чаще обращается к ученикам
2- выполняет требования учителя формально, не заинтересован в них, старается быть незаметным
1- избегает контактов с учителем, при контакте говорит тихо
0- общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям (обижается, плачет) даже при маленьком замечании
1 шкала
5- хорошее настроение, часто улыбается, смеется
4- спокойное эмоциональное состояние
3- эпизодическое проявление снижения настроения
2- отрицательные эмоции, встревоженность, огорченность, обидчивость, частые ссоры, в разговорах повышенный голос, иногда страх
1- плач без всяких причин, настроение депрессивное
0- агрессия в отношении с детьми, учителем
(из книги Прихожан А.М. «Тревожность у детей и подростков»)
В нижеприведенной таблице перечислены ситуации, обстоятельства, с которыми ты встречаешься в жизни. Некоторые из них могут быть тебе неприятными, так как могут вызывать тревогу, беспокойство или страх.
Внимательно прочти каждое предложение, представь себя в этих обстоятельствах и обведи одним кружочком одну из цифр справа – 0, 1, 2, 3, 4 – в зависимости от того, насколько эта ситуация тебе неприятна, насколько она может вызвать у тебя беспокойство. опасения или страх. Если ситуация совершенно не кажется тебе неприятной, обведи цифру 0. Если она немного тревожит, беспокоит тебя, обведи цифру 1. Если беспокойство и страх достаточно сильны, и тебе хотелось бы не попасть в такую ситуацию, обведи цифру 2. Если ситуация очень неприятна и с ней связаны сильные беспокойство, тревога, страх, обведи цифру 3. При очень сильном беспокойстве, очень сильном страхе обведи цифру 4.
Твоя задача представить себе каждую ситуацию, себя в этой ситуации, определить, насколько она может вызвать у тебя тревогу, беспокойство, страх, опасения и обвести одну из цифр, определяющих, насколько она для тебя неприятна.
№ п/п | Примерная ситуация | Нет | Немного | Достаточно | Значительно | Очень |
Отвечать у доски | ||||||
Оказаться среди незнакомых ребят | ||||||
Участвовать в соревнованиях, конкурсах. олимпиадах. | ||||||
Слышать заклятия | ||||||
Разговаривать с директором школы | ||||||
Сравнивать себя с другими | ||||||
Учитель смотрит по журналу кого спросит | ||||||
Тебя критикуют, в чем-то упрекают | ||||||
На тебя смотрят. когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы. решения задачи) | ||||||
Видеть плохие сны | ||||||
Писать контрольную работу, выполнять тест по какому-нибудь предмету | ||||||
После контрольной, теста, учитель называет отметки | ||||||
У тебя что-то не получается | ||||||
Смотреть на человека, похожего на мага. колдуна | ||||||
На тебя не обращают внимание | ||||||
Ждешь родителей с родительского собрания | ||||||
Тебе грозит неуспех. провал | ||||||
Слышать смех за своей спиной | ||||||
Не понимать объяснений учителя | ||||||
Думаешь о том. чего ты можешь добиться в будущем | ||||||
Слышать предсказания о космических катастрофах | ||||||
Выступать перед зрителями | ||||||
Слышать, что какой-то человек «напускает порчу» на других | ||||||
С тобой не хотят играть | ||||||
Проверяются твои способности | ||||||
На тебя смотрят как на маленького | ||||||
На экзамене тебе достался тринадцатый билет | ||||||
На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос | ||||||
Оценивается твоя работы | ||||||
Не можешь справится с домашним заданием | ||||||
Засыпать в темной комнате | ||||||
Не соглашаешься с родителями | ||||||
Берешься за новое дело | ||||||
Разговариваешь со школьным психологом | ||||||
Думать о том, что тебя могут «сглазить» | ||||||
Замолчали, когда ты подошел | ||||||
Слушать страшные истории | ||||||
Спорить со своим другом, подругой | ||||||
Думать о своей внешности | ||||||
Думать о призраках, других страшных «потусторонних» существах |
Обработка результатов:
Распределение пунктов шкалы по указанным выше субшкалам представлено в таблице № 1.