Стимульный материал

Задания и оценки

Муха-дерево

Древесина-спирт

Поощрение-наказание

Яйцо-зерно

Север-запад

Поэма-статуя

Воздух-вода

Глаз-ухо

Стол-стул

Собака-лев

Топор-пила

Пальто-платье

Апельсин-банан

Стимульный материал

Стимульный материал

1) Используются 7 кубиков Кооса. Раскладываются двумя группами (красный цвет наверху) по 3 и 4 кубика. Расстояние между кубиками 0.5 см, а между группами - 2 см. Спросить:"Сколько кубиков получится, если сложить их в одно место?"

2) Если у вас было 3 книги и вы одну отдали, сколько книг у вас осталось?

3) Сколько будет 4 руб. и 5 руб.

4) Человек купил значок, стоящий 6 коп., и дал 10 коп. Сколько он должен получить сдачи?

5) Ученик купил 6 тетрадей по 25 коп. Сколько денег он заплатил?

6) Сколько кг в 2.5 центнерах?

7) Сколько пирожков можно купить за 36 коп, если 1 пирожок стоит 6 коп?

8) Сколько времени нужно человеку, чтобы пройти 24 км, если он идет со скоростью 3 км/час?

9) Человек купил 7 почтовых марок по 2 коп. и дал полрубля. Сколько он должен получить сдачи?

10) Из 18 руб. человек истратил 7 руб. 50 коп. Сколько денег у него осталось?

11) Две консервных банки вместе стоят 31 коп. Сколько стоят 12 таких банок?

12) Старую мебель человек купил за 2/3 стоимости новой мебели. Он заплатил 400 руб. Сколько стоит новая мебель?

13) Пальто 1 сорта стоит 60 руб., пальто 2 сорта на 15% дешевле. Сколько стоит пальто 2 сорта?

14) 8 человек могут выполнить работу за 6 дней. Сколько нужно людей, чтобы выполнить эту работу за полдня?


Приложение 4

Субтест 4. Сходство

Начинать надо с первого задания, предварительно сказав: "В чем сходство апельсина и банана?". Если испытуемый объяснит, что оба они фрукты, сказать: "Хорошо" и перейти ко 2 заданию. В дальнейшем никакая помощь испытуемому не оказывается. Прекращается исследование после 4 последовательных неудач, когда ответы оцениваются 0 баллами. При интерпретации ответов следует обратить внимание на следующее:

- в 2 балла оценивается абстрактный уровень ответа: любая общая классификация, уместная для обоих понятий. Установление сходства по наиболее существенному признаку;

- в 1 балл оценивается установление сходства по специфически присущему признаку, общему для обоих понятий (функциональный уровень обобщения) и выражающему какое-то одиночное свойство сравниваемых предметов;

- в 0 баллов оценивается конкретность ответов.

Максимальная оценка по данному тесту 26 баллов.

 


Приложение 5

Субтест 5. Повторение цифр

Вначале выполняют повторение цифр в прямом порядке. В каждом наборе по 3, 4 и более цифр и их приводится по два примера. Зачитывается вначале верхний ряд цифр. Если испытуемый не смог верно воспроизвести верхний ряд (например, из 4 цифр), то зачитывается нижний ряд (также из 4 цифр). И если во втором случае испытуемый неправильно воспроизводит ряд цифр, то тест прекращается. Аналогично поступают с чтением в обратную сторону: зачитывается ряд в прямом порядке (верхний), а повторяется в обратном. Если ряд не воспроизводится, то зачитывается нижний ряд из такого же набора цифр.

 

Прямой счет:

Первая серия Вторая серия Оценка
5 8 2 6 9 4
6 4 3 9 7 2 8 4
4 2 7 3 1 7 5 8 3 6
6 1 9 4 7 3 3 9 2 4 8 7
5 9 1 7 4 2 8 4 1 7 9 3 8 6
5 8 1 9 2 6 4 7 3 8 2 9 5 1 7 4
2 7 5 3 6 2 5 8 4 7 1 3 9 4 2 5 6 8


Обратный счет:

Первая серия Вторая серия Оценка
2 4 5 8
6 2 9 4 1 5
3 2 7 9 4 9 6 8
1 5 2 8 6 6 1 8 4 3
5 3 9 4 1 8 7 2 4 8 5 6
8 1 2 9 3 9 5 7 2 8 1 9 6 5
9 4 3 7 6 2 5 8 4 7 3 9 1 9 8 2

 


Приложение 6

Субтест 6. Словарный

Начинать можно с объяснения 4 слова. За первые три в кредит дается по 2 балла. В случае невозможности истолкования слов, можно вернуться к началу субтеста.

 

- кровать, корабль, деньги, зима, ремонт, завтрак, фабрика, деталь, собрание, скрывать, огромный, спешить, приговор, регулировать, начинать, обдумывать, пещера, обозначать, домашний, расходовать, заканчивать, препятствовать, раскаяние, храм, несравненный, сопротивляющийся, бедствие, стойкость, спокойный, здание, жалость, осязаемый, смелый, периметр, зловещий, тирада, загромождать, плагиат, прокалывать, пародия.


Ответы оцениваются:

- 2 балла: хороший синоним, основное использование слова в словарном фонде языка, одно из нескольких определений; общая классификация, к которой принадлежит слово; несколько правильных описательных свойств, которые в совокупности отражают характер понимания слова;

- 1 балл: правильные ответы, но бедные по содержанию; неясный или недостаточно точный синоним; второстепенное использование слова в языке;

- 0 баллов: очевидные неправильные ответы; отсутствие реального понимания вопроса даже после повторения его экспериментатором, в силу чего типичны ошибки подмены раскрытия значения слова включением его в конкретную ситуацию.

Субтест выявляет словарный запас, культуру речи и мышления. Так как ответ должен достаточно полным, выполнение этого задания требует от испытуемого особой дисциплинированности мышления.


Приложение 7

Субтест 7. Шифровка

Перед испытуемым кладется лист протокола и говорится:" Посмотрите на задание. Вы видите двойные клетки. В каждой клетке написана цифра, а под ней знак. Для каждой цифры свой знак. Теперь внизу, где под цифрами пустые клетки, надо расставить соответствующие знаки по образцу". Дать возможность потренироваться до жирной линии, а затем испытуемый работает самостоятельно в течение 90 сек.