История создания
Тест Д. Векслера
Дэвид Векслер (1896-1981) – американский психолог румынского происхождения, психодиагност и психиатр. Специалист в области клиничес-кой психологии, психологии развития, методов оценки и измерения, военной психологии, педагогической психологии. Автор широко известных тестов ис-следования интеллекта. В шестилетнем возрасте Векслер с семьей эмигриро-вал в США, где окончил колледж (Нью-Йорк, 1916) и Колумбийский универ-ситет (магистр, 1917; доктор, 1925). Над магистерской диссертацией, посвя-щенной ретенции в психозе Корсакова, и докторской диссертацией работал под руководством Р.С. Вудвортса. Ожидая призыва в армию, попал в воен-ный лагерь, где под началом Е.Г. Боринга занимался тестированием и обра-боткой результатов "тестов Альфа" (модификации теста Стэнфорда-Бинэ). Последующая армейская служба была связана с психологией - Векслер зани-мался индивидуальным отбором персонала. В 1919 был направлен в Лон-донский университет, где сильное влияние на него оказали К. Пирсон и Ч.Э. Спирмен. После увольнения из армии учился в Парижском университете (1920-1922), где, в частности, занимался сбором данных по психогальвани-ческим реакциям для докторской диссертации. После получения докторской степени был секретарем Психологической корпорации (1925-1927), занимал-ся частной практикой (1927-1932). С 1932 г. - главный психолог Психиатри-ческого госпиталя Белльвью и профессор Медицинского колледжа Нью-Йоркского университета (1932-1967). Был отмечен наградами: "За выдаю-щийся вклад в психологию" (Отделение клинической психологии АРА, 1960), "За выдающийся профессиональный вклад" (APA, 1973) и др. Имя Векслера более всего связано с разработкой и распространением ряда науч-но-достоверных методик, предназначенных для клинической практики и исс-ледовательской деятельности.
Тест Векслера (или Шкала Векслера) является одним из самых извест-ных тестов для измерения уровня интеллектуального развития и разработан Дэвидом Векслером в 1939 году. Тест основан на иерархической модели интеллекта Д.Векслера и диагностирует общий интеллект и его составляю-щие - вербальный и невербальный интеллекты.
Тест Векслера состоит из 11 отдельных субтестов, разделенных на 2 группы: 6 вербальных и 5 невербальных. Каждый тест включает от 10 до 30 постепенно усложняющихся вопросов и заданий. К вербальным субтестам относятся задания, выявляющие общую осведомленность, общую понятли-вость, способности, нахождение сходства, воспроизведения цифровых рядов и т. д. К невербальным субтестам относятся следующие: шифровка, нахожде-ние недостающих деталей в картине, определение последовательности кар-тин, сложение фигур. Выполнение каждого субтеста оценивают в баллах с их последующим переводом в унифицированные шкальные оценки, позволяю-щие анализировать разброс.
Выполнение каждого субтеста оценивают в баллах с их последующим переводом в унифицированные шкальные оценки, позволяющие анализиро-вать разброс. Учитывают общий интеллектуальный коэффициент (IQ), соот-ношение "вербального и невербального" интеллекта, анализируют выполне-ние каждого задания. Количественная и качественная оценки выполнения ис-пытуемым заданий дают возможность установить, какие стороны интеллек-туальной деятельности сформированы хуже и как они могут компенсирова-ться. Низкий количественный балл по одному или нескольким субтестам сви-детельствует об определенном типе нарушений. Выделяют качественные и количественные признаки, характерные для той или иной формы нервно-пси-хической патологии.
Несмотря на то, что движение тестирования интеллекта активно разви-валось на протяжении десятилетий, до конца 1930-х гг. не существовало хо-рошо стандартизированного индивидуального теста интеллекта для взрос-лых. Растущая неудовлетворенность в отношении стандартизации и структу-ры (уровни умственного возраста) шкалы Стэнфорд-Бине дала Векслеру тол-чок к созданию в 1939 г. шкал интеллекта взрослых Векслера-Белльвью - Wechsler-Bellevue Adult Intelligence Scales (W-B). Изначально Векслер разра-батывал свой тест как «балльную шкалу», а не как шкалу умственного воз-раста. Он учитывал при создании шкалы интеллекта критику в адрес теста Стенфорд-Бине за её исключительно вербальную направленность и включил в свою методику пропорциональное вербальной шкале количество невер-бальных заданий. Также при стандартизации использовались достаточно большие выборки взрослого населения. В ходе стандартизации была пред-принята попытка контролировать образовательный и профессиональный ста-тус. Окончательная версия нового теста предназначалась для использования в возрастном диапазоне от 10 до 60 лет.
Одними из главных причин, которые повлияли на окончательный отбор субтестов, вошедших в шкалу Векслера, можно выделить следующие:
- выбранные субтесты имели высокие корреляции с другими батареями интеллектуальных тестов;
- они достаточно различались по своим функциям, что позволяло пре-дотвратить любые специфические влияния на обследуемых со стороны от-дельных способностей и неспособностей;
- результаты выполнения этих тестов позволяли делать определенные диагностические заключения.
После двух последовательных редакций теста в 1949 г. Векслер ввел новую и пересмотренную его форму — Шкалу интеллекта взрослых Вексле-ра (Wechsler Adult Intelligence Scale, WAIS). WAIS была стандартизована на 1700 испытуемых (равномерно распределенных по полу и возрастным уровням) в возрасте от 16 до 64 лет. Выборка стандартизации была дополне-на выборкой 475 лиц пожилого возраста (от 60 до 75 лет и старше). В этой новой стандартизации были представлены все регионы США, городское и сельское население по каждому возрастному уровню, а также 10% «небелых» граждан. WAIS была пересмотрена в 1981 г. и получила название WAIS-R. )