Датчик массового расхода воздуха
Датчик температуры охлаждающей жидкости
Этот датчик – самый надежный из всех датчиков системы российского производства. По этому датчику
система определяет тепловое состояние двигателя и принимает решение о коррекции параметров (обороты ХХ,
обогащение подачи топливной смеси, угол опережения зажигания, включение - выключение вентилятора и т.д.).
Показатель температуры двигателя на панели приборов автомобиля не имеет отношения к этому датчику,
и его показания могут не совпадать с показаниями тестера, поскольку температура в этом случае определяется дру-
гим датчиком, установленным в рубашке двигателя, а также зависит от состояния самой панели управления.
Выход из строя датчика температуры приводит к целому набору неисправностей в автомобиле, от явной
невозможности запустить двигателя до непонятного повышения расхода топлива.
Не торопитесь менять датчик температуры, тем более что выход его из строя легко проверяется системой
самодиагностики. Как правило, в этом виноват не сам датчик, а разъем проводки ЭСУД. Неисправности, связан-
ные с датчиком температуры – несвоевременное включение или просто невключение вентилятора (тосол кипит),
медленный прогрев двигателя (повышенный расход топлива) – зачастую имеют другие причины: выход из строя
термостата, негерметичность системы охлаждения (пробка на расширительном бачке не герметична), плохое каче-
ство тосола, неисправность цепей управления вентилятора и т.д.
Если отсоединить разъем датчика на работающем двигателе, то система управления перейдет на резерв-
ный режим работы по температуре, при котором будет включен вентилятор охлаждения (одна из быстрых прове-
рок цепи управления вентилятором).
Если запускать двигатель с отключенным датчиком температуры, то нужно учитывать, что система в этот
момент температуру считает нулевой, по мере работы такого двигателя система управления сама выставляет темпе-
· ήратуру (увеличивает) в зависимости от времени работы, вентилятор при этом будет всегда включен. Пуск горячего
или холодного (с температурой ниже 10 градусов) двигателя с отключенным датчиком температуры будет затруд-
нительным.
Прежде чем менять датчик температуры, убедитесь в исправности цепей его подключения и правильном
соединении разъемов (возможно при размыкании и замыкании разъема погнута ножка в клеммном соединении
самого датчика).
Датчик массового расхода воздуха устанавливается на входе воздушного тракта после воздушного филь-
тра.
В процессе работы электронная схема поддерживает постоянный перегрев нити чувствительного элемен-
та датчика на заданном уровне. Чувствительный элемент датчика (нить) охлаждается потоком воздуха, проходящего
через двигатель. Электрическая мощность, требуемая для поддержания заданного превышения температуры, и яв-
ляется параметром для определения массового расхода воздуха, проходящего через датчик.
Выходным сигналом расходомера служит падение напряжения на прецизионном резисторе, включенном
в смежное с нагреваемой нитью плечо измерительного моста. Это напряжение электронный блок управления пре-
образует в часовой расход воздуха (кг/час). Масса рассчитывается с учетом обратных выбросов воздуха. Обратные
выбросы (движение воздуха против всасывания) присутствуют на различных режимах работы двигателя и вызва-
ны поступательными движениями поршней двигателя и его конструктивными характеристиками, определяющими
аэродинамические свойства впускного тракта.
Из вышесказанного следует, что масса воздуха, проходящего через двигатель, определяется косвенным
образом, и непонятно, как учитывается состояние самого воздуха: влажность, содержание кислорода и т.д. А это
является существенным фактором для мощностных характеристик топливной смеси.
Показания датчика массового расхода являются для системы основным параметром, определяющим то-
пливоподачу и угол опережения зажигания. Алгоритм расчета массового расхода воздуха через двигатель опреде-
ляется блоком управления синхронно с вращением коленчатого вала (кг/час). Блок рассчитывает цикловое напол-
нение цилиндра воздухом в соответствии с оборотами двигателя (мг/такт). После этого рассчитывается порция то-
плива (цикловая подача топлива, мг/такт), которая должна попасть в цилиндр через форсунку к моменту закрытия
впускного клапана. Все коррекции циклового наполнения и цикловой подачи по температуре двигателя, динамике
дроссельной заслонки, частоте вращения коленчатого вала выполняются программным обеспечением блока управ-
ления в соответствии с внутренними настройками для конкретной комплектации системы управления.
Время открытия форсунки (мс) определяется в соответствии с заданными параметрами форсунки, коррек-
тировкой по напряжению бортовой сети и заданной системой впрыска топлива: одновременный, попарно-парал-
лельный, фазированный .
Эта сложная взаимосвязь расчетных и заданных параметров предполагает наличие в составе системы
управления элементов (в частности датчика массового расхода), строго определенных комплектацией этой систе-
мы.
Уход характеристик датчика массового расхода воздуха, подсосы воздуха во впускной тракт после датчика,
нестабильность питающего напряжения датчика и т.д. существенно сказываются на работе двигателя. Проблемы,
связанные со стабильностью работы на стационарных режимах, динамическими свойствами автомобиля, эконо-
мичностью работы могут определяться неправильными показаниями датчика массового расхода.
Неполадки в цепи датчика или полный его отказ определяются системой самодиагностики, и соответству-
ющий код неисправности заносится в память. Это самая простая неисправность, и она может быть легко исправле-
на. Другое дело, когда нет неисправностей в памяти блока управления, а двигатель после запуска глохнет. Снимите
разъем с датчика массового расхода, если двигатель после запуска работает на повышенных оборотах (резервный
режим работы), замените датчик. Еще хуже, когда автомобиль имеет большой расход топлива, а все проверки ниче-
го не дают. Попробуйте поменять датчик, это помогает, только следите, что бы датчик имел тип, соответствующий
%.
вашей системе управления.
Попадание масла на чувствительный элемент датчика приводит к нарушению в его показаниях. Масло мо-
жет попадать через систему рециркуляции картерных газов, если уровень масла в двигателе превышает максимум. В
этом случае промывка чувствительного элемента спиртом поможет восстановить работоспособность датчика.