Подсистема самодиагностики блока управления
Связанные с работой ЭСУД и не имеющие к ней отношения но приводящие к сбоям в ее работе
Диагностируемые и неопределенные
Простые и сложные
Неисправности в работе электронной системы управления двигателем
Поскольку далее будет идти речь о диагностике и ремонте ЭСУД, нужно сначала поговорить о неисправ-
ностях или сбоях в работе этих систем. Классифицировать неисправности можно следующим образом:
Простые неисправности – это те, которые могут быть определены быстро (из описания работы двигателя
и системы). Простая неисправность может быть быстро определена, но устранение такой неисправности может
потребовать гораздо большего времени, чем предполагается.
Сложные неисправности – это те, которые могут быть вызваны отказом различных узлов системы или
двигателя и требуют различных проверок для их выявления. Сложную неисправность порой труднее выявить, чем
устранить.
По мере роста опыта специалиста, занимающегося ремонтом, простые неисправности формируются в за-
конченный список, и их устранение является делом времени. Сложные неисправности требуют более длительного
времени, зачастую связанного с заменой или обслуживанием узлов системы и последующими испытаниями.
Диагностируемые неисправности определяются системой самодиагностики блока управления и сопро-
вождаются появлением кода ошибки, который можно считать с помощью тестера-сканера. Такие ошибки, как
правило, относятся к простым неисправностям, потому что имеют четкий алгоритм их выявления и последующего
ремонта. Эти алгоритмы приведены в книгах по руководству и обслуживанию ЭСУД.
Однако не всегда появление кода ошибки однозначно определяет причину сбоя в работе двигателя или
автомобиля. В любом случае исправление диагностируемых ошибок в системе должно быть выполнено в обяза-
тельном порядке.
Неопределенные неисправности не отображаются системой самодиагностики блока управления, об их
возникновении можно судить только по поведению двигателя или автомобиля.
Неисправности, связанные с работой ЭСУД, появляются при выходе из строя узлов, диагностика кото-
рых не проводится блоком управления: модуль зажигания, регулятор давления топлива, воздушный и топливный
фильтры, диск синхронизации, и т.д.
К неисправностям, которые приводят к сбоям в работе исправной ЭСУД, относятся неполадки и выходы
из строя узлов самого двигателя или автомобиля: регулировка клапанов, потеря компрессии, неисправность стаби-
лизатора напряжения генератора, работа помпы системы охлаждения и т.д. А также отсутствие бензина в баке или
его плохое качество, выход из строя системы сигнализации, плохое крепление защиты картера и т.п.
Общие замечания:
• Проще всего определить неисправность, связанную с выходом из строя (поломкой) какого-либо
элемента ЭСУД. Гораздо труднее понять, что датчик или элемент системы не удовлетворяет техническим требова-
ниям, и его работа приводит к сбоям в функционировании системы.
• Как правило, сложная неисправность, связанная с неправильной работой системы, имеет свои
специфичные проявления на разных режимах работы двигателя и автомобиля. Выяснение этих проявлений в ком-
плексе позволяет быстрее выявить эту неисправность.
• При появлении сложной неисправности требуется провести следующие обязательные проверки.
Состояние двигателя – компрессия, регулировка клапанов. Замер давления в топливной системе – работа регулято-
ра давления. Внешний визуальный осмотр на предмет правильного крепления разъемов, соединительных трубок,
наличия явных подсосов в системе подачи воздуха. Исправность работы механических узлов – функционирование
дроссельной заслонки, натяжение и установка ремней ГРМ и т.д.
• К сожалению, качество и соответствие требованиям ТУ производимых в России элементов систе-
мы определяет основной процент сбоев в работе двигателя и системы, поэтому иногда ремонт неисправных узлов
способом замены может не достичь результата.
• Микропроцессорная система управления может гибко реагировать на отклонения в работе дви-
гателя, связанные с возникшими неисправностями. Системные и режимные параметры работы блока управления,
которые могут быть отображены на экране диагностического оборудования, позволяют определить правильный
путь к разрешению проблемы.
Электронный блок является компьютером, встроенным в систему управления двигателем. Аппаратное
исполнение и управляющая программное обеспечение определяют его надежность и качество работы ЭСУД в
целом.
Одной из важнейших функций блока управления является диагностика работы всех элементов системы
управления. Для этого аппаратная часть блока содержит специальные драйверы, позволяющие на аппаратном
уровне не только определять ошибки в цепях управления и сообщать о них управляющей программе, но и обе-
спечивать защиту внутренних элементов и цепей блока управления.
Однако главная роль в подсистеме самодиагностики отводится управляющей программе, позволяющей
контролировать параметры работы системы.
Программные модули диагностики определяют выход значений параметров за пределы требуемых диапа-
зонов и устанавливают признаки ошибок в памяти контроллера. Ошибки могут определяться с помощью простых
сравнений измеренных величин с границами заданных диапазонов или рассчитываться на основе более сложных
процедур, реализующих рабочие модели подсистем двигателя и автомобиля.
В случае постоянных ошибок управляющая программа способна переходить к управлению двигателем
по резервным алгоритмам. Эти алгоритмы обеспечивают с одной стороны, защиту двигателя и его подсистем, с
другой стороны, гарантируют работу двигателя и движение автомобиля до станции техобслуживания.
Развитие ЭСУД в большей степени определено совершенствованием именно системы самодиагностики
управляющей программы, позволяющей гарантировать выполнение объявленных производителем автомобилей
критериев токсичности, экономичности, комфортности и т.д. в работе двигателя.