Примерная тематика рефератов.

Содержание СРС

V.7. Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Методические рекомендации для подготовки к занятию: рекомендуется ознакомиться заранее с темой и целью практических занятий, со списком литературы, изучить ряд первоисточников, уяснить основные понятия, принципы и категории предмета. Большую помощь в этом может оказать конспектирование. Перед конспектированием следует внимательно изучить список вопросов, выносимых на обсуждение в ходе практического занятия. Конспектируются фундаментальные, основополагающие источники, оригинальные произведения выдающихся философов, психологов.

Методические рекомендации для подготовки к занятию: рекомендуется ознакомиться заранее с темой и целью практических занятий, со списком литературы, изучить ряд первоисточников, уяснить основные понятия, принципы и категории предмета. Большую помощь в этом может оказать конспектирование. Перед конспектированием следует внимательно изучить список вопросов, выносимых на обсуждение в ходе практического занятия. Конспектируются фундаментальные, основополагающие источники, оригинальные произведения выдающихся философов, психологов.

Функционально-результативный, функционально-процессуальный, структурно-адаптивный и диагностический критерии распознавания разноуровневых свойств индивидуальности.

Методические рекомендации для подготовки к занятию: рекомендуется ознакомиться заранее с темой и целью практических занятий, со списком литературы, изучить ряд первоисточников, уяснить основные понятия, принципы и категории предмета. Большую помощь в этом может оказать конспектирование. Перед конспектированием следует внимательно изучить список вопросов, выносимых на обсуждение в ходе практического занятия. Конспектируются фундаментальные, основополагающие источники, оригинальные произведения выдающихся философов, психологов.

Предпосылки оформления дифференциальной психологии в отдельную науку: внедрение в психологию экспериментального метода, использование методов статистического анализа, использование данных психогенетики.

Учебно-методический комплекс

по дисциплине«Б.3ДВ.1» «Психодиагностика индивидуальности»

(шифр по РУП) (наименование дисциплины по РУП)

Направление подготовки050400 психолого-педагогическое образование

(указывается код и наименование направления подготовки)

 

Составитель (и): к.псих.н. ст.пр. Енгибарян Л.С.

Ф.И.О.

 

 

Армавир, 2013

 

 

Примерная тематика семинаров занятий (3 семестр)

Практическое занятие №1. (2 часа).

ТЕМА : Предмет и основные направления дифференциальной психологии.

Основные понятия:внеситуативно-познавательная форма общения, внеситуативно-личностная форма общения, психологическая готовность к школе, сенсорные эталоны, соподчинение мотивов, школьная зрелость, эгоцентризм.

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

1.Дифференциальная психология как отрасль науки, изучающая индивидуальные различия психики и индивидов и групп людей, а также природу, источники и последствия этих различий

2.Три этапа развития психологии: донаучное знание, естественнонаучная парадигма познания и гуманитарная парадигма.

Литература для подготовки к занятию:

1. Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии / Адлер, Альфред.- М.: Когито-Центр, 2002.-220с.- (Классики психологии).

2. Акимова М.К.Интеллектуальные тесты // Психоло­гия индивидуальных различий. Тексты. — М., 1982. — С. 122—128.

3. Анастази А. Дифференциальная психология. — М.: Апрель-Пресс, 2001. — 745 с.

4. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 1 и 2. — М.: Педагогика, 1982.

5. Большой психологический словарь / Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. – СПб: прайм – ЕВРОЗНАК, 2005 – 672 с. – (Проект «Психологическая энциклопедия»).

6. Егорова М.С. Психология индивидуальных разли­чий. — М.: Планета детей, 1997. 325 с.

7. Ильин Е.Н. Дифференциальная психология / Е.П.Ильин – 2-е изд., доп.- СПб.: Питер, 2001.-464с.: ил.- (Серия «Учебник нового века»).

Задания для СРС: Законспектировать психологические теории, основанные на идиографическом анализе индивидуальности (В. Штерн, Г.Олпорт, Дж. Келли, теории феноменологической психологии). Принципы и методы идиографического анализа.

Практическое занятие №2. (2 часа).

ТЕМА : Методы исследования и способы распознавания разноуровневых характеристик индивидуальности.

Основные понятия:индивидуальность, структура индивидуальности, метаиндивидуальность, функционально-результативный, функционально-процессуальный, структурно-адаптивный и диагностический критерии

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

1. Приемы изучения нейродинамического уровня в структуре индивидуальности. Способы экспериментального исследования психодинамического уровня. Методики изучения личностного уровня.

2. Подсистема матеиндивидуальности и способы ее исследования.

Литература для подготовки к занятию:

8. Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии / Адлер, Альфред.- М.: Когито-Центр, 2002.-220с.- (Классики психологии).

9. Акимова М.К.Интеллектуальные тесты // Психоло­гия индивидуальных различий. Тексты. — М., 1982. — С. 122—128.

10. Анастази А. Дифференциальная психология. — М.: Апрель-Пресс, 2001. — 745 с.

11. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 1 и 2. — М.: Педагогика, 1982.

12. Большой психологический словарь / Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. – СПб: прайм – ЕВРОЗНАК, 2005 – 672 с. – (Проект «Психологическая энциклопедия»).

13. Егорова М.С. Психология индивидуальных разли­чий. — М.: Планета детей, 1997. 325 с.

14. Ильин Е.Н. Дифференциальная психология / Е.П.Ильин – 2-е изд., доп.- СПб.: Питер, 2001.-464с.: ил.- (Серия «Учебник нового века»).

 

 

Практическое занятие №3. (2 часа).

ТЕМА : Личность, индивид, индивидуальность.

Основные понятия:индивидуальность, структура индивидуальности, метаиндивидуальность, функционально-результативный, функционально-процессуальный, структурно-адаптивный и диагностический критерии

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

1. Определение источников индивидуальных вариаций психического как центральная проблема дифференциальной психологии. Взаимодействие между наследственностью и средой как источник порождения индивидуальных различий. Среда и наследственность в концепции Л.С.Выготского.

2. Соотнесение понятий индивид, индивидуальность и личность. Сопоставление структуры индивидуальности в подходах Б.Г.Ананьева, В.С.Мерлина и Э.А.Голубевой.

3. Специальная теория индивидуальности как теория о происхождении, структуре и месте биологических факторов (темперамента) в общей структуре индивидуальных свойств человека. Психологический смысл специальной теории интегральной индивидуальности.

Литература для подготовки к занятию:

15. Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии / Адлер, Альфред.- М.: Когито-Центр, 2002.-220с.- (Классики психологии).

16. Акимова М.К.Интеллектуальные тесты // Психоло­гия индивидуальных различий. Тексты. — М., 1982. — С. 122—128.

17. Анастази А. Дифференциальная психология. — М.: Апрель-Пресс, 2001. — 745 с.

18. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 1 и 2. — М.: Педагогика, 1982.

19. Большой психологический словарь / Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. – СПб: прайм – ЕВРОЗНАК, 2005 – 672 с. – (Проект «Психологическая энциклопедия»).

20. Егорова М.С. Психология индивидуальных разли­чий. — М.: Планета детей, 1997. 325 с.

21. Ильин Е.Н. Дифференциальная психология / Е.П.Ильин – 2-е изд., доп.- СПб.: Питер, 2001.-464с.: ил.- (Серия «Учебник нового века»).

Задания для СРС: Законспектировать специальная теория интегральной индивидуальности (В.М. Русалов).

Практическое занятие №4. (2 часа).

ТЕМА: Место способностей в структуре индивидуальности.

Основные понятия:индивидуальность, структура индивидуальности, метаиндивидуальность, функционально-результативный, функционально-процессуальный, структурно-адаптивный и диагностический критерии

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

1. Способности как индивидуально-психологические особенности личности. Задатки, способности, одаренность и гениальность.

2.Концепции способностей: теории наследственности (Ф.Гальтон), теория приобретенных способностей (Гельвеций, Эшби), диалектика врожденного и приобретенного в способностях (Гальперин, Теплов и др. отечественные психологи).

3.Диагностика интеллектуальных способностей.

4.Факторные теории интеллекта. Теории множественного интеллекта.

Методические рекомендации для подготовки к занятию:рекомендуется ознакомиться заранее с темой и целью практических занятий, со списком литературы, изучить ряд первоисточников, уяснить основные понятия, принципы и категории предмета. Большую помощь в этом может оказать конспектирование. Перед конспектированием следует внимательно изучить список вопросов, выносимых на обсуждение в ходе практического занятия. Конспектируются фундаментальные, основополагающие источники, оригинальные произведения выдающихся философов, психологов.

Литература для подготовки к занятию:

22. Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии / Адлер, Альфред.- М.: Когито-Центр, 2002.-220с.- (Классики психологии).

23. Акимова М.К.Интеллектуальные тесты // Психоло­гия индивидуальных различий. Тексты. — М., 1982. — С. 122—128.

24. Анастази А. Дифференциальная психология. — М.: Апрель-Пресс, 2001. — 745 с.

25. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 1 и 2. — М.: Педагогика, 1982.

26. Большой психологический словарь / Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. – СПб: прайм – ЕВРОЗНАК, 2005 – 672 с. – (Проект «Психологическая энциклопедия»).

27. Егорова М.С. Психология индивидуальных разли­чий. — М.: Планета детей, 1997. 325 с.

28. Ильин Е.Н. Дифференциальная психология / Е.П.Ильин – 2-е изд., доп.- СПб.: Питер, 2001.-464с.: ил.- (Серия «Учебник нового века»).

Задания для СРС: Законспектировать исследования интеллектуальных способностей. Факторные теории интеллекта (Ч. Спирмен, Дж. Гилфорд, Т. Келли).

 

Практическое занятие №5. (2 часа).

ТЕМА Типологический подход к изучению личности и характера.

Основные понятия:экстраверсия, интроверсия, психологическая защита.

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

  1. Классификация как научный метод. Психологические типы, выделенные К. Юнгом.
  2. Ведущие и подчиненные функции сознания, экстраверсия и интроверсия. Современные типологии. Клинико-экзистенциальная типология характера П.В. Волкова.
  3. Понятие психологической защиты. Психоаналитическая диагностика Нэнси Мак-Вильямс. Методические рекомендации для подготовки к занятию:рекомендуется ознакомиться заранее с темой и целью практических занятий, со списком литературы, изучить ряд первоисточников, уяснить основные понятия, принципы и категории предмета. Большую помощь в этом может оказать конспектирование. Перед конспектированием следует внимательно изучить список вопросов, выносимых на обсуждение в ходе практического занятия. Конспектируются фундаментальные, основополагающие источники, оригинальные произведения выдающихся философов, психологов.

Литература для подготовки к занятию:

  1. Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии / Адлер, Альфред.- М.: Когито-Центр, 2002.-220с.- (Классики психологии).
  2. Акимова М.К.Интеллектуальные тесты // Психоло­гия индивидуальных различий. Тексты. — М., 1982. — С. 122—128.
  3. Анастази А. Дифференциальная психология. — М.: Апрель-Пресс, 2001. — 745 с.
  4. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 1 и 2. — М.: Педагогика, 1982.
  5. Большой психологический словарь / Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. – СПб: прайм – ЕВРОЗНАК, 2005 – 672 с. – (Проект «Психологическая энциклопедия»).
  6. Егорова М.С. Психология индивидуальных разли­чий. — М.: Планета детей, 1997. 325 с.
  7. Ильин Е.Н. Дифференциальная психология / Е.П.Ильин – 2-е изд., доп.- СПб.: Питер, 2001.-464с.: ил.- (Серия «Учебник нового века»).

Задания для СРС: Составить словарь основных понятий по теме.

 

 

Практическое занятие №6. (2 часа).

ТЕМА Предметно-содержательные характеристики: психология черт личности.

Основные понятия:экстраверсия, интроверсия, психологическая защита.

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

1.Черты как психологическая категория. Способы выделения черт. Первые попытки выделить факторную структуру личности. Научные объяснения природы психологических черт личности.

2.Теория черт личности, разработанная Г. Айзенком.

3.Психология черт личности в теории Р. Кеттелла.

4.Модель «Большой Пятерки» и подтверждения ее валидности в психологических исследованиях. Достоинства и недостатки подхода изучения личности с позиции психологии черт. 5.Уравнение спецификации Р. Кеттелла.

Методические рекомендации для подготовки к занятию:рекомендуется ознакомиться заранее с темой и целью практических занятий, со списком литературы, изучить ряд первоисточников, уяснить основные понятия, принципы и категории предмета. Большую помощь в этом может оказать конспектирование. Перед конспектированием следует внимательно изучить список вопросов, выносимых на обсуждение в ходе практического занятия. Конспектируются фундаментальные, основополагающие источники, оригинальные произведения выдающихся философов, психологов.

Литература для подготовки к занятию:

  1. Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии / Адлер, Альфред.- М.: Когито-Центр, 2002.-220с.- (Классики психологии).
  2. Акимова М.К.Интеллектуальные тесты // Психоло­гия индивидуальных различий. Тексты. — М., 1982. — С. 122—128.
  3. Анастази А. Дифференциальная психология. — М.: Апрель-Пресс, 2001. — 745 с.
  4. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 1 и 2. — М.: Педагогика, 1982.
  5. Большой психологический словарь / Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. – СПб: прайм – ЕВРОЗНАК, 2005 – 672 с. – (Проект «Психологическая энциклопедия»).
  6. Егорова М.С. Психология индивидуальных разли­чий. — М.: Планета детей, 1997. 325 с.
  7. Ильин Е.Н. Дифференциальная психология / Е.П.Ильин – 2-е изд., доп.- СПб.: Питер, 2001.-464с.: ил.- (Серия «Учебник нового века»).

Задания для СРС: Составить словарь основных понятий по теме.

 

 

Практическое занятие №7. (2 часа).

ТЕМА Понятие акцентуации в дифференциальной психологии

Основные понятия:экстраверсия, интроверсия, психологическая защита, акцентуация характера, характер.

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

1.Понятие «акцентуация» в психологии. Акцентуация как характеристика индивидуальности человека.

2.Развитие данного понятия в отечественной и зарубежной психологии.

3.Взгляды К. Леонгарда, А.Е. Личко.

4.Использование DSM-4 при исследовании индивидуально-психологических различий.

Методические рекомендации для подготовки к занятию:рекомендуется ознакомиться заранее с темой и целью практических занятий, со списком литературы, изучить ряд первоисточников, уяснить основные понятия, принципы и категории предмета. Большую помощь в этом может оказать конспектирование. Перед конспектированием следует внимательно изучить список вопросов, выносимых на обсуждение в ходе практического занятия. Конспектируются фундаментальные, основополагающие источники, оригинальные произведения выдающихся философов, психологов.

Литература для подготовки к занятию:

  1. Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии / Адлер, Альфред.- М.: Когито-Центр, 2002.-220с.- (Классики психологии).
  2. Акимова М.К.Интеллектуальные тесты // Психоло­гия индивидуальных различий. Тексты. — М., 1982. — С. 122—128.
  3. Анастази А. Дифференциальная психология. — М.: Апрель-Пресс, 2001. — 745 с.
  4. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 1 и 2. — М.: Педагогика, 1982.
  5. Большой психологический словарь / Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. – СПб: прайм – ЕВРОЗНАК, 2005 – 672 с. – (Проект «Психологическая энциклопедия»).
  6. Егорова М.С. Психология индивидуальных разли­чий. — М.: Планета детей, 1997. 325 с.
  7. Ильин Е.Н. Дифференциальная психология / Е.П.Ильин – 2-е изд., доп.- СПб.: Питер, 2001.-464с.: ил.- (Серия «Учебник нового века»).

Задания для СРС: Составить словарь основных понятий по теме.

 

Практическое занятие №8. (2 часа).

ТЕМА Характер.

Основные понятия:экстраверсия, интроверсия, психологическая защита, акцентуация характера, характер.

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

1. Место характера в структуре индивидуальности.

2.Соотношение характера и темперамента.

3.Психология характера в работах А.Ф. Лазурского.

4.Понятия экзо- и эндопсихики. Типология характера Г. Хейманса – Р. Ле Сенна.

5.Активность, эмоциональность как основания для выделения типов характера.

6Характер как реакция личности на фрустрации. Формирование характера.

7.Взаимосвязь среды и наследственности в процессе формирования характера.

8.Черты личности и характер.

Методические рекомендации для подготовки к занятию:рекомендуется ознакомиться заранее с темой и целью практических занятий, со списком литературы, изучить ряд первоисточников, уяснить основные понятия, принципы и категории предмета. Большую помощь в этом может оказать конспектирование. Перед конспектированием следует внимательно изучить список вопросов, выносимых на обсуждение в ходе практического занятия. Конспектируются фундаментальные, основополагающие источники, оригинальные произведения выдающихся философов, психологов.

Литература для подготовки к занятию:

  1. Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии / Адлер, Альфред.- М.: Когито-Центр, 2002.-220с.- (Классики психологии).
  2. Акимова М.К.Интеллектуальные тесты // Психоло­гия индивидуальных различий. Тексты. — М., 1982. — С. 122—128.
  3. Анастази А. Дифференциальная психология. — М.: Апрель-Пресс, 2001. — 745 с.
  4. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 1 и 2. — М.: Педагогика, 1982.
  5. Большой психологический словарь / Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. – СПб: прайм – ЕВРОЗНАК, 2005 – 672 с. – (Проект «Психологическая энциклопедия»).
  6. Егорова М.С. Психология индивидуальных разли­чий. — М.: Планета детей, 1997. 325 с.
  7. Ильин Е.Н. Дифференциальная психология / Е.П.Ильин – 2-е изд., доп.- СПб.: Питер, 2001.-464с.: ил.- (Серия «Учебник нового века»).

Задания для СРС: Составить словарь основных понятий по теме.

Содержание СРС

Тема (раздел) Содержание заданий, выносимых на СРС Количество часов, отводимых на выполнение заданий Сроки проверки результатов СРС Примечание
3 семестр        
Раздел 1. Общие вопросы психодиагностики индивидуальности.        
Тема 1. Предмет, история дифференциальной психологии. Написание реферата В течение семестра  
Тема2. Методы дифференциальной психологии. Составить блок-схему методы дифференциальной психологии.    
Раздел 2. Источники индивидуальных различий.          
Тема 1. Личность, индивид, индивидуальность. Индивидные характеристики: асимметрия полушарий и темперамент. Вставьте пропущенные слова в следующих высказываниях: 1. Личность – это человек в совокупности его ... качеств, формирующихся в различных видах ...... и отношений. 2. Личность – это не только продукт, но и... общественных отношений. 3. Понятие ... выражает неделимость, целостность и генотипические особенности человека как представителя рода. 4. Особенности индивида образуют ... обусловленную подструктуру .... 5. Вступая в ... систему отношений, субъект обретает системные качества, которые образуют ... структуру ….     В течение семестра  
Тема 2. Психология характера. Место характера в структуре индивидуальности. Психические свойства личности могут быть условно объединены в три группы: свойства темперамента, свойства характера и способности. Классифицируйте понятия из приведенного списка по этим трем группам. Вспыльчивый, нежный, справедливый, смелый, остроумный, трудолюбивый, честный, вежливый, воспитанный, горячий, черствый, умный, деловой, «крутой», пылкий, отходчивый, послушный, красноречивый, суетливый, послушный, спокойный, глупый, непоседа, решительный, ловкий, «несмеяна», необузданный, ленивый находчивый, неряшливый, благородный, щедрый, недотепа, «тряпка», плакса, доброжелательный, предприимчивый, осторожный, самоуверенный, чуткий, ранимый, возбудимый, «живой такой, веселый», эгоистичный, энергичный, инициативный, медлительный, растяпа, услужливый, верный.   В течение семестра  
Тема 3. Понятие индивидных особенностей человека. Выберите из следующего списка слова, относящиеся к темпераменту. Трудолюбие, настойчивость, сознание, неуравновешенность, музыкальность, сообразительность, сензитивность, реактивность, экстраверсия, вспыльчивость, агрессивность, эмоциональность, педантичность, требовательность, принципиальность, быстрое переключение внимания, острота зрения, леность, высокие умственные способности, медлительность, гениальность, сила эмоциональной реакции, богатство мимики, глубина чувств.      
Тема 4. Психология способностей. Способности в структуре индивидуальности Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения. Способности – это те качества личности, которые нужны для осуществления деятельности, которые обеспечивают … ее выполнения. Способности формируются и проявляются только в ... , причем только в такой, которая не может без них осуществляться. Способности – это ...-... особенности человека, выражающие его готовность к овладению определенными видами ... и их ... осуществлению. По мнению С.Л. Рубинштейна, способности ... и ... в процессе ...; в неразвитой форме они существуют как ... и служат ... ее освоения. Известно мнение Б.М. Теплова, что способности не существуют до ....     В течение семестра  
Тема 5. Типологический подход к изучению личности и характера. Выберите из приведенного списка слова, которыми можно описать характер. Медлительность, впечатлительность, общительность, сила эмоциональной реакции, быстрая адаптация, быстрота мышления, впечатлительность, благородство, трудолюбие, скупость, развязность, агрессивность, вспыльчивость, оптимизм, неряшливость, решительность, дружелюбие, золя, требовательность, инициативность, настойчивость, ранимость, плаксивость, энергичность, наблюдательность, жизнерадостность, находчивость, сообразительность, бездарность, наглость, самоуверенность, скопидомство, осторожность, тревожность, изобретательность.      
Тема 6. Предметно-содержательные характеристики: психология черт личности. Написание реферата.    
Тема7.Психология пола. Пол в структуре индивидуальности. Написание реферата.    
всего      

1. Стилевые характеристики деятельности и особенности структур интегральной индивидуальности.

2. Влияние условий семейного воспитания на специфику индивидуальности.

3. Характеристика мотивационной сферы личности как системообразующего фактора в становлении индивидуальности.

4. Современные направления исследования в рамках теории интегральной индивидуальности.

5. Психологические различия между мужчинами и женщинами в области интеллектуальных способностей, темперамента, черт личности.

6. Профессиональные типы психолога в соответствии с особенностями мыслительного компонента в их работе.

7. Стратегии разрешения конфликтов.