Методика изучения сложения и вычитания в концентре «Десяток»
Методика изучения нумерации чисел в концентре «Десяток»
В теме «Десяток» уч-ся начинают изучать язык для устного и письменного именования чисел (десять знаков-цифр). При изучении нумерации чисел первого десятка выделяют 2 этапа:
1) подготовительный (продолжительность зависит от уровня подготовки класса)
Упр. на отработку навыка пересчета: счет предметов передвигая, взглядом, счет предметов на рисунке, счет звуков, движений - знание последовательности натуральных чисел до 10 и уяснение, что последнее числительное—ответ на вопрос сколько?
Использование упр. с классификацией свойств. Использование и порядков числительных «который по счету?». Сравнение множеств (равнозначных и неравнозначных): попарное соотнесение предметов, изымание по одному, соединие стрелкой. Обращение внимания на свойства отношений «столько же», «> <».
2) ИЗУЧЕНИЯ нумерации чисел первого десятка. Цель - ознакомление как с каждым числом множества {0…10}, так и со свойствами всего ряда: уч-ся учатся называть и записывать числа —усваивать взаимное расположение чисел в натур. ряду, их состав.
Названия уже знают—усваивают печатное изображение и письмо этих чисел с помощью цифр (5 предметов обозначают знаком (цифрой 5). Закрепление полученных знаний на последующих уроках
С изучением письменной нумерации происходит знакомствово с операц «+»и «-» (взять 1 палочку, затем еще 1. Ск-ко? Вывод: к 1 еще 1 =2). По такой же методике и образуются другие числа. Одновременно вспоминаем, как были получены предыдущие числа (каждое число можно получить прибавляя 1 к предшествующему числу или вычитая 1 из последующего).
Постепенно ученики усваивают последовательность N чисел (2 находится между 1 и 3). Для закрепления проводятся упр:
· Назвать пропущенные числа 1, 2…5,6..8
· Расположить в порядке счета 5, 1, 3, 7
С отнош. «=», «> <» на множестве N первого десятка учащиеся знакомятся путем сравнен. соответствующих множествв. Учатся называть и записывать знаки > = <. (Ученики рис.квадраты. Вывод: слева (1) < чем справа(2). Подписать под квадратами число, поставить знак. )
Упражнения для закрепления:
-сравнить и вставить знак
-правильно ли сделана запись 5<4, 5>3
-какие числа нужно вставить …>3, …<…
Число 0 вводится как и другие через практические упр. Из множествава предметов изымают по одному до тех пор, пока не останется ни одного предмета. Выполняют упр. сопровождают записями: 3-1=2, 2-1=1, 1-1=0.
А)число 0 связано с мн-вом, не содержащее предметов
Б) т.к. число 0 получилось из числа 1 из которого вычли 1, то число 0 на 1 < числа 1 и в численном ряду должно стоять перед числом 1. Запись 0<1
Методика изучения сложения и вычитания в концентре «Десяток»
Сложение и вычитание в пределах 10-это табличное сложение и вычитание.
Подготовительная работа к обучению операциям сложения и вычитания - с перв уроков. Основой явл. практическое действие по объединению 2-ух данных множеств или удаление части из данного множества. (Ск-ко всего птиц? Ск-ко среди них воробьев? Они улетают? Ск-ко птиц осталось?(закрывая соотвующую часть птиц))
На последующем уроке без иллюстр:
5+2, 7-2 — табл. случай
7+8, 9+9 — табл. «+», но результат в концентре «Двадцаток»
15-7 — обратн. табл. «+»
15-3 — внетабличное
Все табличные случаи заучиваются наизусть.