Ассортимент кулинарной продукции
Классификация кулинарной продукции
Классификация и ассортимент кулинарной продукции
Пути индустриализации и повышения экономической эффективности производства продукции общественного питания
Как свидетельствует исторический опыт, развитие любого государства требует создания современной системы общественного питания. Как мы уже показывали ранее, многие социальные проблемы государства можгут быть решены только при условии функционирования хорошо налаженной системы общественного питания.
В то же время по мере дальнейшего развития сферы общественного питания должны возрастать объем производства собственной продукции и ее доля в товарообороте. А такое увеличе-
4,4. Технологический процесс и качество готовой продукции_______ 307
ние, как показывает практика, вызывает повышение трудовых и материальных затрат, что снижает рентабельность.
Возникает экономический парадокс: чем лучше отрасль выполняет свои функции, тем хуже становится ее экономика. Выход, как свидетельствует опыт развитых стран, заключается в массовом переводе общественного питания на индустриальный путь развития.
По мере того как все большая часть населения будет отказываться от питания в домашних условиях, нагрузка на общественное питание будет возрастать. Чтобы удовлетворить возрастающие потребности населения в своей продукции предприятия общественного питания в условиях нарастающей нехватки трудовых ресурсов должны будут резко повысить производительность труда.
Для этого в сфере общественного питания необходимо внедрение принципиально новой технологии приготовления пищи. Суть этой технологии на первом этапе сводится к разделению всего процесса приготовления пищи (от первичной обработки сырья до получения готовой продукции) на отдельные узкие операции, осуществляемые на специализированных, высокомеханизированных предприятиях и в цехах в массовых, серийных объемах методом поточного промышленного производства. На втором этапе должен быть осуществлен полный переход на индустриальные методы производства готовой кулинарной продукции на крупных фабриках. Реализовываться эта продукция должна через предприятия общественного питания и продовольственные магазины.
Суть индустриализации общественного питания состоит в том, что организации общественного питания (тресты, конторы) и предприятия превращаются в единый производственно-хозяйственный комплекс, центром которого является фабрика или комплекс специализированных цехов по выпуску полуфабрикатов высокой степени готовности и готовой продукции, а вся существующая сеть общественного питания переоборудуется в предприятия-заготовочные. На этих предприятиях не будет осуществляться переработка сырья, а только приготовление блюд из продукции высокой степени готовности. Как показывает практика, это позволяет обеспечить эффективное использование оборудования, механизацию приготовления пищи, повышение производительности труда, снижение себестоимости продукции, вы-
308 4. Общие представления о технологии производства продукции
сокое и постоянное качество блюд, снижение до минимума потерь сырья и лучшее использование отходов.
Вопросы перевода предприятий общественного питания на прогрессивную технологию приготовления пищи должны решаться в кооперации с пищевыми отраслями промышленности. При этом координирующую (главенствующую) роль как в целом по республике, так и в регионах должны играть крупные кулинарные фабрики. Им предстоит занять ключевые позиции в обеспечении населения не только готовой пищей, но и в снабжении продовольственной торговой сети полуфабрикатами высокой степени готовности и готовыми блюдами.
Классификация — разделение множества объектов на подмножества по сходству или различию в соответствии с принятыми методами.
Метод классификации в технологии приготовления пищи позволяет систематизировать многообразие кулинарной продукции с учетом определенных классификационных признаков.
Разделение кулинарной продукции на группы (например, полуфабрикаты, готовая продукция), подгруппы (например, блюда из мяса, птицы, рыбы, овощей и т. д.) дает возможность:
• выработать общие приемы обработки сырья, приготовления полуфабрикатов, блюд, кулинарных и кондитерских изделий;
• установить нормы отходов при механической и нормы потерь при тепловой кулинарной обработке;
• определить возможность использования полуфабрикатов разной степени готовности централизованного или промышленного изготовления;
. разработать общие методы контроля качества кулинарной продукции на всех этапах ее производства, хранения и реализации;
4,5, Классификация и ассортимент кулинарной продукции________ 309
• формировать структуру ассортимента кулинарной продукции и т. д.;
Кроме того, без классификации затруднено использование нормальной документации.
Объектами классификации в технологии приготовления пищи являются полуфабрикаты, кулинарные и кондитерские изделия, готовые блюда и напитки. В основе классификации лежат признаки объектов.
Признак классификации — свойство или характеристика объекта, по которым проводится классификация. В технологии приготовления пищи часто используются сырьевой, рецептурный, компонентный, технологический и другие признаки. Они могут иметь качественное и количественное выражение. Первое называется значением признака классификации, второе — различием по важности (более или менее существенные). Один и тот же признак может иметь разную степень важности в зависимости от цели классификации (научная, торговая, производственная, учебная и др.).
Основными принципами классификации следует считать установление ее цели, выбор метода, количество классификационных признаков, последовательность их использования.
Методом классификации называют совокупность приемов (способов) разделения множества объектов на подмножества. Различают два метода классификации: иерархические и фасет-ный.
Иерархический метод классификации — последовательное разделение множества объектов на подчиненные подмножества. При этом образуется ступенчатая система последовательных и взаимосвязанных группировок. Разделение на группировки достигается применением определенных правил классификации. Первое из них состоит в использовании на каждой ступени группировки только одного признака, что обеспечивает однородность полученных групп по этому признаку. Согласно второму правилу, разделение объектов начинают с наиболее существенного признака, а на последующих ступенях классификации учитывают другие, менее важные. Разделение объектов должно осуществляться от большего к меньшему, от общего к частному.
310 4. Общие представления о технологии производства продукции
Иерархический метод классификации дает возможность одновременно фиксировать и сходство, и различие объектов, полнее характеризовать их. В технологии приготовления пищи отдельные группы кулинарной продукции резко отличаются друг от друга сырьевым набором, технологией приготовления, размером исходного полуфабриката (например, мясо крупнокусковое, порционное, мелкокусковое), видом тепловой обработки, т.е. числом классификационных признаков, степенью их важности, порядком использования. Поэтому создание систем классификации по иерархическому методу для большинства групп кулинарной продукции затруднено.
Фасетный метод классификации предусматривает параллельное разделение множества объектов по одному признаку на отдельные, независимые друг от друга группы — фасеты (от фр. ГасеИе — грань отшлифованного камня).
Отдельные фасеты не зависят и не подчиняются друг другу, как в иерархической системе, но они связаны тем, что относятся к одному и тому же множеству. Каждый фасет характеризует одну из особенностей классифицируемого множества. Фасетная система классификации отличается большой гибкостью и удобством использования, позволяет в каждом отдельном случае ограничивать подразделение множества лишь несколькими фасетами, представляющими интерес в данном случае. Правила классификации иерархического метода справедливы и для фасетного. Однако в последнем случае в зависимости от поставленных задач классификации можно изменять число признаков и последовательность их использования.
Для классификации кулинарной продукции чаще всего используют фасетный метод, реже — его сочетание с иерархическим. Примером использования фасетного метода может служить классификация кулинарной продукции по степени готовности на полуфабрикаты и продукцию, готовую к использованию; в свою очередь продукцию, готовую к использованию, по характеру потребления можно классифицировать на закуски, супы, вторые и сладкие блюда, напитки, кондитерские изделия.
В соответствии с ГОСТом Р 50763—95 «Общественное питание. Кулинарная продукция, реализуемая населению. Общие технические условия» основными признаками классификации кулинарной продукции являются следующие:
4.5. Классификация и ассортимент кулинарной продукции________ 311
. вид используемого сырья (картофель, овощи, крупы, бобовые, макаронные изделия, яйца, творог, рыба, морепродукты, мясо и мясопродукты, птица, дичь и пр.);
. способ тепловой кулинарной обработки (блюда отварные, припущенные, тушеные, жареные, запеченные, выпеченные);
. характер потребления (закуски, супы, напитки и пр.);
• назначение (для диетического, детского питания и др.);
• термическое состояние (холодные, горячие, охлажденные, замороженные);
• консистенция (жидкие, полужидкие, густые, пюреобраз-ные, вязкие, кисели, супы, каши и пр.).
Ассортиментом кулинарной продукции называется перечень блюд, напитков, кулинарных и кондитерских изделий, реализуемых на предприятия питания и предназначенных для удовлетворения запросов потребителей.
Ассортимент продукции общественного питания очень широк и разнообразен. В зависимости от вида используемого сырья, технологии приготовления, способа отпуска и т.д. продукция подразделяется на 14 классов.
1) холодные блюда и закуски (бутерброды, салаты и винегреты, блюда и закуски из овощей, мяса, птицы, рыбы и т.д., холодные и горячие закуски);
2) супы (на бульонах, на отварах, квасе, кефире и т.д., молочные, холодные, сладкие);
3) соусы (с мукой, без муки, на бульонах, молоке, сливочном масле, растительном масле, уксусе, сладкие, сиропы, промышленного производства);
4) блюда и гарниры из овощей и грибов;
5) блюда и гарниры из круп, бобовых и макаронных изделий;
6) блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря;
7) блюда из мяса и мясопродуктов;
8) блюда из домашней птицы, дичи и кролика;
9) блюда из яиц и творога;
10) сладкие блюда;
312 4. Общие представления о технологии производства продукции
11) блюда и изделия из теста;
12) напитки;
13) национальные блюда;
14) блюда иностранных кухонь.
При формировании ассортимента кулинарной продукции учитывают следующие критерии:
• тип предприятия, класс (для ресторанов, баров), специализацию;
• контингент питающихся;
• техническую оснащенность предприятия;
• квалификацию кадров;
• рациональность использования сырья;
• сезонность сырья;
. разнообразие видов тепловой обработки;
. трудоемкость блюд и т.д.
Различным типам предприятия соответствует и разный ассортимент блюд. Так, для ресторанов характерен широкий ассортимент всех групп блюд (закусок, супов, вторых, сладких блюд, кондитерских изделий), преимущественно сложного приготовления, включая заказные и фирменные. В закусочных, как правило, имеется ассортимент блюд несложного приготовления, из определенного вида сырья. Кроме того, ассортимент кулинарной продукции может быть различен в зависимости от специализации предприятия. Например, в ресторанах национальной кухни (русской, кавказской и др.) должны преобладать национальные блюда; в ресторанах с рыбной кухней — кулинарная продукция из рыбы. Особые требования предъявляют к формированию ассортимента кулинарной продукции на предприятиях лечебного, детского питания.
Ассортимент считается рациональным, если он в наибольшей степени соответствует спросу потребителей. Обновление ассортимента зависит от его разнообразия и контингента питающихся. Так, в ресторанах с большим ассортиментом блюд и непостоянным контингентом питающихся нет надобности часто менять ассортимент, а в школьных столовых, осуществляющих питание детей по скомплектованному рациону, не рекомендуется повторять одни и те же блюда чаще, чем раз в две недели. Практически не меняют свой ассортимент узкоспециализированные предприятия (например, блинные, шашлычные и др.).
4.6. Документы, регламентирующие технологические процессы 313
На предприятиях питания ассортимент кулинарной продукции представлен в виде меню.
На заготовочных предприятиях ассортиментом кулинарной продукции являются полуфабрикаты разной степени готовности.