Этапы создания турфирмы.

Организационно-правовые основы туристского предприятия

1 Этап:выбор организационно-правовой формы предприятия

2 Этап: Протокол намерений участников или учреителей

3 Этап:Разработка учредительных документов

4 Этап:Проведение учредительного собрания

5 этап:Подготовка учредительных документов для регистрации

6 этап:Правовая регистрация предприятия

7этап:Постановка на учет и регистрация в налоговых,статестических органах (пенсионный фонд,фонд соц страхования и т.д.)

8 этап:внесение фирмы в государственный реестр

9 этап:Подготовка и заведение банковских карт

10 этап:Открытие расчетных счетов в учреждениях банка

11 этап:Получение лецензии на право уставной деятельности

12 этап:Получения права соответствия

Туристический бизнес — один из самых перспективных и быстро развивающихся видов бизнеса. С каждым годом возрастает количество желающих побывать за границей, и пропорционально этому растет количество туристических фирм, курортов и баз отдыха. У нас с вами есть возможность окунуться в эту сферу прибыльного бизнеса, потому что открыть туристическое агентство не так уж и сложно. Намного сложнее удержаться на плаву и остаться конкурентоспособным и развивающимся среди различных подводных камней этого вида деятельности. В любом случае туристический бизнес останется таким же привлекательным для деловых людей, потому что не требует больших вложений и бумажной волокиты, по сравнению с другими видами бизнеса, например, автомобильным. Если вы уже решились создать свою фирму, сначала надо определиться с некоторыми важными вопросами и ознакомиться с имеющейся информацией по ним.

Во-первых, выбрать вид деятельности: турагенство или туроператор, или и то и другое. Во-вторых, определиться с точной суммой стартового капитала и будущих ежемесячных вложений в развитие фирмы. Если недостает средств, то многие банки предоставляют кредит для частного предприятия. Но необходимо рассчитать, сможете ли вернуть банку взятую сумму.

В-третьих, определить целевую аудиторию людей, которым вы будете предоставлять услуги: дети, взрослые, больные, здоровые, богатые, бедные и т. д.

В четвертых, выбрать основные направления предоставляемых услуг: модные и дешевые направления, дорогие и индивидуальные туры, лечебный и детский туризм, бизнес-туризм, оформление виз, продажа билетов и другие услуги.

Если вы определились с этими вопросами, то можно приступать к практической части деятельности. Рассмотрим по порядку.

1. Регистрация предприятия. Это первый этап и он должен проходить до получения лицензии. Обратитесь в консалтинговую фирму для этой цели, если у вас нет полной информации о том, что нужно сделать, и приготовьте 100-200 $ на оплату услуг.

2. Набор штата предприятия. Лицензионные органы выдвигают специальные требования к набору персонала, основным из которых является наличие не менее 20% работников с профильным образованием или опытом работы в сфере туризма.

3. Найти офисное помещение (квартиры на сутки тут явно не подойдут) и приготовить на него документы (они потребуются для лицензирования предприятия). Необходимо выбрать помещение с умом, чтобы оно находилось в людном месте, поближе к центральной дороге. Люди должны легко находить вашу фирму.

4. Получение лицензии. Надо заметить, что цены на услуги у туроператора и у турагента одинаковые, но требования по лицензированию предприятия выше к туроператору.

 

Базируясь на многообразии форм собственности, рыночная эконо­мика предполагает функционирование туристских предприятий различных организационно-правовых форм. Правовой основой туристского предприятия является предпринимательство.

Организационно-правовая форма предприятия (рис. 6.2) опре­деляется:

¨ порядком формирования уставного фонда;

¨ степенью ответственности по обязательствам предприятия;

¨ формой собственности.

В России для предприятий всех организационно-правовых форм законом гарантируются равные права и возможности. У каж­дого из этих предприятий есть свои преимущества и недостатки.

У государственных и муниципальных унитарных предприя­тий, как правило, высокий рейтинг кредитоспособности, однако они сдерживают переход к рыночной экономике; у частных — полная самостоятельность, свобода, высокая степень ответствен­ности, конфиденциальность действий, но ограниченные финансо­вые возможности, низкий рейтинг кредитоспособности.

Наиболее простая организационно-правовая форма — это хо­зяйственные товарищества, основанные на коллективной собственности. Преимуществом хозяйственных товариществ явля­ется надежность партнеров, высокая ответственность, а недостат­ком — нестабильность функционирования вследствие выхода из общества одного из участников общества, отсутствие профессио­нального менеджмента.

Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме пол­ного товарищества и коммандитного (на вере).

Полное товарищество характеризуется двумя основными признаками: во-первых, любой из его участников в соответствии с заключенным договором вправе заниматься предприниматель­ской деятельностью от имени товарищества, причем его действия признаются действиями самого товарищества, и, во-вторых, това­рищи солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам юридического лица всем принадлежащим им имущест­вом.

Товарищество обязательно должно иметь фирменное наимено­вание с указанием имен всех его участников и слов «полное» то­варищество либо имени одного или нескольких участников и с добавлением слов «и компания».

Управление деятельностью полного товарищества осуществля­ется по общему согласию всех участников на основе учредитель­ного договора, который подписывается всеми участниками полно­го товарищества.

Личная ответственность своим имуществом требует довери­тельных отношений между полными товарищами. Доверие необ­ходимо, поскольку один будет совершать сделку, а другой может отвечать по возникающим в связи с исполнением этой сделки обя­зательствам. Полное товарищество — очень удобная форма се­мейного предпринимательства. Помимо доверительных отношений удобства такой формы определяются простотой организации и уп­равления.

Прибыль и убытки полного товарищества распределяются меж­ду его участниками пропорционально их долям в складочном ка­питале. Участник товарищества вправе выйти из него, заявив об отказе от участия в товариществе не менее, чем за 6 месяцев до фактического выхода из товарищества.

Другим видом товариществ являются коммандитные това­рищества (товарищества на вере). Сохраняя все преиму­щества полных товариществ, эта организационно-правовая форма позволяет привлекать дополнительный капитал третьих лиц.

Коммандитное товарищество характеризуется смешанным со­ставом его участников (недаром в ранее действовавшем законо­дательстве оно именовалось смешанным товариществом). Пол­ные товарищи осуществляют от имени товарищества предприни­мательскую деятельность и отвечают по его обязательствам сво­им имуществом. Коммандитисты, то есть вкладчики, не прини­мают участия в осуществлении товариществом предприниматель­ской деятельности, не отвечают своим имуществом по обязатель­ствам товарищества, а только несут риск убытков, связанных с деятельностью товерищества, в пределах сумм, внесенных ими вкладов.

Поскольку полные товарищи действуют от имени товарищест­ва в целом, полному и коммандитному товариществу не нужен устав. Учредительным документом товариществ является учреди­тельный договор, который представляет собой договор о совмест­ной деятельности учредителей по созданию юридического лица, где фиксируются их обязанности, порядок передачи имущества в складочный капитал, размер и порядок изменения долей, сово­купный размер вкладов, определяется порядок управления.

Наиболее популярной организационно-правовой формой в ту­ризме является хозяйственное общество (в частности, об­щества с ограниченной ответственностью). Данную организацион­но-правовую форму имеют около 75% туристских предприятий. В отличие от товариществ, общество представляет собой объедине­ние капиталов.

Действующим законодательством предусмотрена возможность образования обществ трех видов: с ограниченной ответственнос­тью, с дополнительной ответственностью, акционерных обществ.

Общество с ограниченной ответственностью харак­теризуется двумя основными признаками: во-первых, в нем име­ется уставный капитал, так как у обществ есть устав: во-вторых, участники общества (в том числе учредители) не несут никакой ответственности по его обязательствам. Они несут риск убытков в размер своего вклада.

Обществу необходим устав, так как это — объединение капи­талов, а не лиц. Следовательно, участники общества могут не за­ниматься лично предпринимательством. Для ведения дел общест­ва необходимо создать его органы, наделить их компетенцией, что и определяется уставом.

Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью разделен на доли, соответствующие вкладам участников. Он пред­ставляет собой денежную оценку вкладов участников, зарегистри­рованную в учредительных документах. Доли участников являют­ся условными. Они необходимы для того, чтобы пропорционально этим долям определить размер их прибыли. Доли необходимы и при определении размера ликвидационной квоты при ликвидации общества, а также для определения «веса» каждого участника в управлении делами общества.

Высшим органом управления общества с ограниченной ответ­ственностью является общее собрание. Кроме того, создается кол­легиальный и (или) исполнительный единоличный орган, осуще­ствляющий текущее руководство деятельностью общества и по­дотчетный общему собранию участников. Это может быть правле­ние, совет директоров, руководитель, президент, который без дого­воренности действует от имени общества.

Общество с дополнительной ответственностью является вариантом общества с ограниченной ответственностью. Оно целиком совпадает с ним по своему правовому положению, за ис­ключением одной особенности — его участники солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим иму­ществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, установленных учредительными документами общества. Иными словами, участники общества несут дополнительную от­ветственность при недостатке имущества самого общества, но не всем своим имуществом (как в полном товариществе), а в размере, кратном сумме внесенных ими вкладов. У кредиторов появля­ется дополнительная гарантия того, что они удовлетворяют свои требования за счет не только минимального уставного капитала, но и за счет имущества учредителей. Учредительными документа­ми общества с дополнительной ответственностью являются дого­вор и устав.

Правовое положение акционерных обществ определяется не только нормами Гражданского кодекса РФ, но и Федеральным законом «Об акционерных обществах» от 25 декабря 1995 г. № 208-ФЗ (в ред. от 7 августа 2001 г. 120-ФЗ).

Акционерным обществом признается коммерческая организа­ция, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников об­щества (акционеров) по отношению к обществу. Из этого опреде­ления следует первый характерный признак акционерных обществ: их уставный капитал поделен на доли, причем все эти доли рав­ны, а каждая выражена ценной бумагой — акцией. Акционеры могут иметь разное количество акций.

Второй признак акционерных обществ состоит в том, что акци­онеры не отвечают по обязательствам общества и несут, риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Акционерное общество отличается от общества с ограниченной ответственностью, во-первых, тем, что из общества о ограниченной ответственностью можно в любой момент выйти и забрать свою долю. Эта доля должна быть выплачена в соответствии с уставом в денежном эквиваленте или в натуре. Из акционерного общества тоже можно выйти, но только другим способом — передав друго­му лицу свои акции. От самого акционерного общества ничего нельзя потребовать при выходе. Во-вторых, акционерное общество дает возможность сконцентрировать большой капитал за счет при­влечения мелких вкладчиков путем открытой подписки. Будучи ценными бумагами, акции свободно обращаются, в том числе и на бирже. Это дает возможность оперативно перемещать капитал из одной сферы предпринимательской деятельности в другую.

Наряду с преимуществами, акционерная форма организации бизнеса имеет и некоторые недостатки, и в первую очередь это касается мелких акционеров. Они не имеют реальной возможности оказывать влияние на принятие решений общим собранием обще­ства. Учредители, занимающие ответственные посты в органах уп­равления обществом, по сути, получают неограниченные возмож­ности распоряжаться капиталом общества.

Акционерные общества бывают двух типов: открытые и закры­тые. Акционеры открытого общества могут отчуждать принад­лежащие им акции без согласия других акционеров этого общест­ва. Такое общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу. Чис­ло акционеров открытого общества не ограничено. Минимальный размер уставного капитала должен составлять не менее 1000-крат­ной сумме минимального размера оплаты труда, установленного законодательством на дату регистрации общества.

Общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц, называ­ется закрытым обществом. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Акционеры закрытого общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества. Уставом общества может быть предусмотрено пре­имущественное право самого акционерного общества на приобре­тение акций, продаваемых его акционерами, если акционеры не использовали свое преимущественное право покупки.

Число акционеров закрытого общества не должно превышать пятидесяти. В случае превышения указанного предела закрытое общество в течение одного года должно преобразоваться в откры­тое общество.

Акционерное общество вправе выпускать обыкновенные, с пра­вом голоса, и привилегированные акции, владельцы которых име­ют право голоса на общем собрании только в отдельных случаях, оговоренных в законе и уставе.

Акционерное общество может выпускать и облигации. Облига­ция удостоверяет право ее владельца требовать погашения обли­гации (выплату номинальной стоимости или номинальной стои­мости и процентов) в установленные сроки.

Держатели облигаций получают преимущественное право по сравнению с акционерами оплаты облигаций и удовлетворения своих требований при ликвидации общества. С другой стороны, они не имеют никаких прав в управлении делами общества. Вы­пуск облигаций — это дополнительная возможность привлечения капитала.

Обычно в акционерном обществе много участников. При этом складывается особая структура управления. Кроме общего собра­ния акционеров как высшего органа есть исполнительный орган: коллегиальный управление, дирекция) и (или) единоличный (ди­ректор, генеральный директор). Исполнительный орган осуществ­ляет текущее руководство деятельностью общества, совершает сделки. Поскольку общее собрание зачастую собрать очень труд­но, создается специальный постоянно действующий орган, пред­ставляющий интересы акционеров и наблюдательного совета — совета директоров.

Учредителями акционерного общества являются граждане и (или) юридические лица, принявшие решение о его учреждении. Учредительным документом является устав, требования которого обязатель­ны для исполнения всеми органами общества и его акционерами.

Производственным кооперативом признается добро­вольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основан­ной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами имущественных паевых взносов. Суть кооперативов за­ключается в том, что это объединение не предпринимателей (как в товариществе), не капиталов (как в обществе), а объединение физических лиц — работников. Они участвуют в таком объедине­нии своим личным трудом.

Для деятельности кооператива характерен имущественный паевый фонд, формируемый за счет паевых взносов его членов. Па­евой фонд определяет минимальный размер имущества коопера­тива, гарантирующего интересы его кредиторов.

Независимо от размера пая каждый член кооператива имеет один голос при принятии решений общим собранием членов коо­ператива. Такого правила нет ни в обществе с ограниченной от­ветственностью, ни в товариществе. Число членов кооператива не должно быть менее пяти человек.

Прибыль кооператива распределяется между его членами в со­ответствии с их личным трудовым и (или) иным участием, разме­ром паевого взноса, а между членами кооператива, не принимаю­щими личного трудового участия в его деятельности, — соответ­ственно размеру их паевого взноса.

Высшим органом управления кооперативом является общее со­брание его членов. В кооперативе с числом членов более пятиде­сяти может быть создан наблюдательный совет. В состав испол­нительных органов кооператива входят правление и (или) предсе­датель. Учредительным документом кооператива является устав, утвержденный общим собранием членов кооператива.

Предпринимательская деятельность также может осуществлять­ся лицами, объединившимися для этих целей, без образования юридического лица, на основании заключенного между ними договора. Примером такого договорного объединения может быть простое товарищество. По договору простого товарищества (догово­ру о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товари­щей) обязуются соединить свои вклады и действовать совместно без образования юридического лица для извлечения прибыли или для достижения иной, не противоречащей закону цели.

Сторонами договора простого товарищества, заключаемого для осуществления предпринимательской деятельности, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.

В соответствии с ГК РФ, Федеральным законом «О государст­венных и муниципальных предприятиях» от 14 ноября 2002 г. №161-ФЗ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закреплен­ное имущество, которое является неделимым и не может быть рас­пределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работни­ками предприятия. Имущество государственного или муниципаль­ного унитарного предприятия находится соответственно в государ­ственной или муниципальной собственности и принадлежит тако­му предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативно­го управления. Унитарное предприятие, основанное на праве хо­зяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Унитарное предприятие, находящееся в федеральной собствен­ности, основанное на праве оперативного управления, является федеральным казенным предприятием. Оно создается по ре­шению Правительства РФ. Устав казенного предприятия утверж­дает Правительство РФ.

Собственник имущества, находящегося в хозяйственном веде­нии, в соответствии с законом решает вопросы создания предпри­ятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорга­низации и ликвидации, назначает директора (руководителя) пред­приятия, утверждает устав предприятия, осуществляет контроль за исполнением по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Предприятие не вправе продавать при­надлежавшее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в ка­честве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Казенное предприятие в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет в пре­делах, установленных законом, в соответствии с целями своей де­ятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им (с согласия соб­ственника этого имущества). Учредительным документом унитар­ного предприятия является устав.

Уполномоченный на создание унитарного предприятия госу­дарственный орган или орган местного самоуправления формиру­ет уставный фонд, который должен быть полностью оплачен соб­ственником до до момента государственной регистрации унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения.

Унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения мо­жет быть реорганизовано или ликвидировано по решению создав­шего его уполномоченного на то государственного органа или ор­гана местного самоуправления, а также ликвидировано по реше­нию суда и по решению арбитражного суда в соответствии с Фе­деральным законом «О несостоятельности (банкротстве)». Казен­ное предприятие может быть реорганизовано или ликвидированотолько по решению Правительства РФ и не может быть признано несостоятельным (банкротом).

 

Относительно нормативной базы деятельности по сертификации

можно отметить, что в данной области имеется разветвленная система

документов. К их числу относятся:

- Законодательные акты РФ. Законы РФ «О техническом регу-

лировании», «О защите прав потребителей», «Об основах охраны тру-

да» и т. д.

- Постановления Правительства РФ. Постановления регламен-

тируют вопросы сертификации, устанавливают правила выполнения от-

дельных видов работ и услуг и т. д. Например, «Правила сертификации

работ и услуг», «О мерах по защите потребительского рынка РФ от

проникновения некачественных товаров» и т. д.

- Основополагающие организационно-методические документы.

Данные документы устанавливают требования к организации ра-

бот по сертификации, участников работ по сертификации, а также тре-

бования, распространяющиеся на конкретные однородные группы про-

дукции и услуг. Например, комплекс стандартов по аккредитации, ком-

плекс стандартов по сертификации персонала, ГОСТ Р «Государствен-

ная регистрация систем добровольной сертификации и их знаков соот-

ветствия».

- Классификаторы, перечни, номенклатуры. Например, «Об-

щероссийский классификатор стандартов», «Общероссийский класси-

фикатор услуг населению», «Перечень товаров текстильной и легкой

промышленности, подлежащих обязательной сертификации».

- Рекомендательные документы. Применяются для конкрети-

зации вопросов организации сертификации, методов, форм проведения

различных процедур. Например: «Рекомендации по сертификации»;

«Оплата работ по сертификации продукции и услуг» и т. д.