Практические способы цветной фотографии по субтрактивному методу

· Пигментный способ цветной фотографии

· Гидротипный способ цветной фотографии

· Виражный способ цветной фотографии

· Цветная фотография на многослойных материалах

 

 

В начале XX века ещё не существовало многослойных цветных фотоматериалов, поэтому Прокудин-Горский использовал чёрно-белые фотопластинки (которые он сенсибилизировал по собственным рецептам) и фотоаппарат собственной конструкции (точное его устройство неизвестно; вероятно, он был похож на фотоаппарат системы немецкого химика А. Мите). Через цветные светофильтры синего, зелёного и красного цветов делались последовательно три быстрых снимка одного и того же сюжета, после чего получались три чёрно-белых негатива, расположенных один над другим на одной фотопластинке. С этого тройного негатива изготовлялся тройной же позитив (вероятно, методом контактной печати). Для просмотра таких фотографий использовался проектор с тремя объективами, расположенными перед тремя кадрами на фотопластинке. Каждый кадр проецировался через светофильтр того же цвета, как и тот, через который он был снят. При сложении трёх изображений (красного, зелёного и синего) на экране получалось полноцветное изображение.

Состав нового сенсибилизатора, запатентованного Прокудиным-Горским, делал бромосеребряную пластину одинаково чувствительной ко всему цветовому спектру. «Петербургская газета» сообщила в декабре 1906 года, что, совершенствуя чувствительность своих пластин, исследователь предполагает демонстрировать «моментальные снимки в натуральных цветах, что представляет большой успех, так как до сего времени никем не получено». Возможно, показы проекций фотографии Прокудина-Горского стали первыми в мире демонстрациями слайдов.

Автохром (фр. Autochrome Lumière) — один из старейших процессов цветной фотографии. Был запатентован братьями Люмьер в 1903 году и вышел на рынок в 1907, оставаясь единственным массовым способом цветной фотосъёмки вплоть до 1935 года.

«Autochrome» — аддитивный метод цветной фотографии: носитель содержит перекрывающиеся, случайно разбросанные, микроскопические гранулы картофельного крахмала, пространство между которыми заполнялось чёрной сажей, поверх чёрно-белого основного фотоматериала. Гранулы были окрашены оранжевой, зелёной и синей краской, и работали как светофильтры. Плёнка обрабатывалась как обращаемая, и гранулы крахмала должны были оставаться неподвижными относительно плёнки, чтобы после обработки цвета правильно воспроизводились.

В самом патенте процесс описывался несколько по-иному: гранулы были красными, жёлтыми и синими (без заполнения сажей), и располагались в два слоя, что давало при наложении оранжевый, фиолетовый и зелёный цвета. Таким образом, на поверхности присутствовали 6 различных оттенков. Это было необходимо для правильной инверсии (обращения) негатива для получения позитивной фотографии (диапозитива).

Материалом основы до 1930-х было стекло, затем его заменила плёнка.

Позднее, «Autochrome» был заменён другими процессами, в том числе «Kodachrome», «Agfacolor Neue» и «Kodacolor».

Следует отметить, что в то время уже были известны и другие способы цветной фотосъёмки, но из-за своей сложности они не имели коммерческого успеха. Стоит упомянуть, что ещё в 1902 году русским фотографом Сергеем Михайловичем Прокудиным-Горским был изобретён, и в 1905 году запатентован, метод цветной фотографии, дающий более качественное изображение, чем метод братьев Люмьер, но сложность метода, первая мировая война и последовавшие в 1917 году февральская и октябрьская революции помешали Сергею Михайловичу Прокудину-Горскому развить этот метод до коммерчески применимого.