Об информационно-библиотечной культуре
Основные понятия
Лекция 1: Основы информационной культуры
Ребята, а сейчас отступите чуть-чуть места в бланке для следующего задания. Я вам буду зачитывать пары слов, вы их должны запомнить, а затем записать, но только по моей команде. Вы должны будете записать только второе слово из каждой пары. Например, я говорю: школа - учеба, какое слово вам нужно запомнить? Правильно, учеба. Но записывать вы будете только тогда, когда я дочитаю все пары, поэтому будьте внимательнее и запоминайте слова. Готовы?
Методика «Изучение логической и механической памяти» у младших школьников
Методика на выявление преобладающего типа памяти
Ход урока
Конспект диагностирующего занятия по психологии
Школа:МБОУСОШ№8
Класс:2Б
Учитель:
Тема:Диагностика памяти
Оборудование:бланки для ответов, презентация.
Методика «Память на образы»
-Здравствуйте ребята, сегодня занятие проведу у вас я, зовут меня Татьяна Александровна.
-Ребята, посмотрите на слайд. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 секунд запомнить, как можно больше картинок. Через 20 секунд вы должны будете зарисовать или записать словесно те картинки, в той же последовательности, которые запомнили». (слайд)
-Ребята, а сейчас переверните свои бланки, мы сделаем следующее задание. Я сейчас прочитаю вам слова, а затем вы запишите те слова, которые запомните.
Слова:Трава, чашка, море, дом, банк, год, книга, лес, мяч, шкаф.
-Сейчас посмотрите на слайд, прочитайте про себя эти слова и постарайтесь их запомнить, затем запишите те слова, которые запомнили. (слайд-Лампа, ночи, бревно, вода, глаз, гроза, озеро, заря, гриб, чашка)
-А сейчас я вам прочитаю слова, а вы шепотом за мной их повторите и запишите то, что запомнили.
Слова:Сено, шутка, слива, утка, ягода, парта, жук, ветер, мед, заяц.
-Сейчас посмотрите на слайд, прочитайте эти слова вслух, затем «пропишите» их в воздухе и запишите запомнившиеся слова.(слайд- Луна, капля, лиса, поле, марка, сыр, труба, пол, торт, спица). –Записали? Молодцы!
Для запоминания вслух | При зрительном восприятии | При моторнослуховом | При комбинированном |
Трава Чашка Море Дом Банк Год Книга Лес Мяч Шкаф | Лампа Ночи Бревно Вода Глаз Гроза Озеро Заря Гриб Чашка | Сено Шутка Слива Утка Ягода Парта Жук Ветер Мед Заяц | Луна Капля Лиса Поле Марка Сыр Труба Пол Торт Спица |
Цель: исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.
Первый ряд:
- кукла – играть
- курица – яйцо
- ножницы – резать
- лошадь – сани
- книга – учитель
- бабочка – муха
- снег – зима
- лампа – вечер
- щетка – зубы
- корова – молоко
Второй ряд:
- жук – кресло
- компас – клей
- колокольчик – стрела
- синица – сестра
- лейка – трамвай
- ботинки – самовар
- спичка – графин
- шляпа – пчела
- рыба – пожар
- пила – яичница
Часто понятие информационной культуры подменяется понятиями компьютерной или информационной грамотности, которые входят в нее как начальные элементы. Компьютерная грамотность предполагает умение обращаться с компьютером и сетью, к которой он подключен, знание основных элементов операционной системы, прикладных программ, поисковых машин Интернета. Информационная грамотность достигается обучением поиску и использованию информации, ее защите, навыкам общения с применением средств и методов информационно-коммуникационной технологии.
Информационная культура - это, сверх всего, понимание внутренних информационных механизмов, управляющих поведением человека и развитием общества. Мы живем в такое время, когда под влиянием быстро меняющейся и внедряющейся в быт информационной техники и технологии меняется весь информационный уклад общества. Для обoзначения этих процессов употребляют много новых социологических ярлыков: информационное общество, общество, основанное на знаниях, цифровое неравенство и т.п. Однако при внимательном анализе этих и других терминов становится очевидным, что мы пока еще не осознаем в полной мере того, что уже произошло и что произойдет в ближайшем будущем.
Это можно объяснить тем, что в прошлом стабильность в информационных механизмах общества определялась медленной сменой соответствующих технологий. На осознание значения книгопечатания подвижными литерами ушло почти целое столетие. Люди интеллектуального труда, освоив информационную культуру своего времени в университете, на протяжении всей жизни пользовались неизменными навыками поиска и использования информации. Теперь студенты, не успев окончить университет, сталкиваются с новыми техническими средствами, представлениями об их приоритете и необходимостью их освоения.
Другая причина непонимания происходящих изменений в информационной культуре - стремление освоить ее на уровне кнопок, а не путем проникновения в существо дела. Это наиболее распространенный метод обучения компьютерной грамотности, но и при объяснении информационных процессов в обществе он встречается, к сожалению, нередко. Слово информация, полстолетия назад не употреблявшееся у нас в научном обиходе из-за неприятия кибернетики коммунистической идеологией, теперь стало настолько модным, что многие явления и процессы в природе, обществе и мышлении при самой отдаленной схожести с информацией называются ее именем. А это, в свою очередь, порождает много заблуждений технократического толка.
Еще одна опасность в этой сфере выявилась сравнительно недавно. Научно-техническая информация переживает не лучшие времена, поскольку общество утратило прежнее доверие к науке. Этому есть много внешних причин - социальных, экономических, политических, экологических и других. Они временные и будут меняться. Наука, ориентированная на войну, все больше заменяется наукой, заботящейся об устойчивом развитии общества.
Воспитанные на диалектическом материализме, мы убеждены в безграничности сферы познания и познаваемости законов природы, общества и мышления. Без хорошо налаженной информации о достижениях в мировой науке никакая наука нигде развиваться не может. А стремление к коммерциализации, которое поддерживают многие руководители научной деятельности, ведет к ограничению открытого доступа к научной информации.
В передовых странах инвестиции в знание превалируют над инвестициями в основные фонды. Но это обернулось для науки негативными последствиями. Правительство США, например, стало строго лицензировать результаты и методы исследований, выполненных на средства государства. Базы данных, в которых отражается информация из журналов, продаются по все возрастающим ценам. Это нарушает права на интеллектуальную собственность авторов статей и издателей журналов. Сокращение публичной сферы распространения научно-технической информации и данных признано важной проблемой международного значения, которую обсуждают национальные академии многих стран и ЮНЕСКО. Для России это особенно важно, так как мы получаем сведения о мировых научных достижениях преимущественно из научно-технических журналов.
В связи с этим уместно упомянуть и о неадекватном положении самой информатики, название которой прочно ассоциируется с обучением компьютерной и отчасти информационной грамотности. Беда не в том, что это называется информатикой, а в том, что истинные проблемы информатики мало разрабатываются в мире и особенно у нас. А ведь без понимания закономерностей научной коммуникации, структуры и общих свойств научной информации, без понимания того, что продается и покупается не информация, а только право на ее коммерческое использование, никаких социальных вопросов науки решить не удастся. Без развития подлинной информатики, т. е. науки о семантической информации, нельзя воспитать и информационную культуру, а значит, и построить информационное общество.
Информационная культура не возникает сама по себе. Ее надо воспитывать, ее элементам надо обучать, как и восприятию других проявлений культуры - различных видов искусств или разновидностей бытовой культуры. И делать это надо на всех уровнях образования, объясняя всю сложность современного этапа перехода к электронным средствам коммуникации. Понимание социальных закономерностей интеллектуальной коммуникации - одна из важных задач университетского образования.