Обслуживание системы охлаждения

Наличие капель жидкости и пар у отверстия для выпуска воздуха насоса охлаждающей жидкости в отсеке двигателя — нормальные явления.

Конечно, если не наблюдается более значительных потерь охлаждающей жидкости.

Уровень охлаждающей жидкости проверяют на непрогретом двигателе.

Уровень жидкости в холодной системе охлаждения (при температуре воздуха 15—20 °С) должен находиться немного выше отметки «М1М» (или «холодно», «со!с1», «КаК») на расширительном бачке.

При работающем двигателе .жидкость разогревается, и ее уровень повышается.

Необходимость пополнить систему жидкостью возникает редко. Утечки в системе охлаждения возможны, если она плохо закрыта. Шланги охлаждающей жидкости следует проверять на отсутствие трещин сжатием и перегибом. За­твердевшие шланги необходимо заменить. Шланги должны быть надеты на полную длину штуцера.

Проверяйте также, надежно ли шланги крепятся хомутами и в нормальном ли состоянии прокладка крышки заливки жидкости на расширительном бачкв;

Если уровень охлаждающей жидкости в холодном состоянии ниже отметки «МИМ», долейте жидкость.

Крышку расширительного бачка сначала откройте на один оборот, сбрасывая давление. После этого отверните крышку до конца и снимите.

При температуре выше 90 °С крышку открывать нельзя, но и при более низкой температуре, снимая крышку, закрывайте ее тряпкой.

Холодную жидкость можно доливать только в холодный двигатель, чтобы не повредить его.

Антифриз разбавляют чистой, не жесткой водой.

Летом, в пути, систему можно пополнять просто чистой водой, однако по возвращении следует как можно скорее долить соответствующее количество антифриза.

Если уровень жидкости слишком часто оказывается ниже отметки «М1М», проверьте систему на герметичность.

Накануне зимы желательно проверить концентрацию антифриза в системе охлаждения.

Плотность жидкости проверяют ареометром. Перед проверкой плотности следует прогреть двигатель.

Регулярной профилактической замены охлаждающей жидкости не требуется.

Полностью обновляют охлаждающую жидкость лишь после ремонта системы охлаждения, или головки блока цилиндров, или ее прокладки, или двигателя в целом, связанной с заменой какой-либо части.

Защитные антикоррозионные компоненты новой охлаждающей жидкости осаждаются на деталях слоем долговременной защиты от коррозии.

Повторно охлаждающую жидкость также не применяют.

Для полного слива охлаждающей жидкости необходимо открыть кран отопи-теля.

Жидкость сливают через отверстия в бачке радиатора и в блоке цилиндров.

Перед заливкой новой жидкости следует промыть систему антинакипином для удаления накипи и ржавчины.

Заливать охлаждающую жидкость можно только через расширительный бачок.

Техническое обслуживание топливной системы

Через каждые 20 000—30 000 км пробега (раз в 2 года) фильтрующий элемент воздушного фильтра заменяют, через год (10 000—15 000 км) прочищают.

Протрите корпус фильтра (если нужно, бензином), отделяя отложения пыли при помощи жесткой щетки.

Отверните гайки (или откройте скобы) на крышке воздушного фильтра, снимите ее, достаньте фильтрующий элемент. Закройте чистой тряпкой входное отверстие карбюратора. Если набивка фильтрующего элемента капроновая, промойте ее бензином; если набивка бумажная, просто вытряхните ее. Фильтрующий элемент двухлетней давности замените новым.

Сухой тряпкой протрите изнутри корпус воздухоочистителя, поставьте сменный фильтрующий элемент, закройте крышку и завинтите гайки (закройте скобы).

Все топливные шланги, сырые снаружи, необходимо заменить.

Заменяем также шланги, в которых имеются трещины, поры, деформации.

После пробега первых 3000—5000 км и затем через каждые 30000 км пробега (20000 км в старых моделях) следует промывать в бензине и продувать сетчатый фильтр топливного насоса (сетку, которая находится в его верхней части).

Чтобы достать фильтр и прокладку, необходимо отвернуть крепления крышки насоса и снять крышку. Фильтр прочищают, а прокладку, если нужно, заменяют.

Если топливная система оборудована неразборным фильтром тонкой очистки топлива, его меняют при первых признаках неустойчивой работы двигателя на средних и высоких оборотах коленвала.

Если фильтр тонкой очистки топлива разборный, его промывают.

При снятии топливного фильтра может произойти вытекание топлива. Не забывайте, что бензин огнеопасен, а его пары ядовиты. Для предотвращения вытекания топлива шланги вначале пережимают, а затем в них вставляют заглушки. Толстой тряпкой страхуйтесь от разбрызгивания топлива.

В случае засорения фильтрующего элемента разборного фильтра разберите фильтр, промойте фильтрующий элемент в чистом неэтилированном бензине или горячей воде и продуйте сжатым воздухом. Если уплотнительная прокладка отстойника фильтра повреждена, замените ее.