Бизнес-процессы развития
Бизнес-процессы управления
Обеспечивающие бизнес-процессы
Основные бизнес-процессы
Типы бизнес-процессов
Классификация бизнес-процессов
Диагностика на основе бизнес процессов организации
Бизнес-процессы удобно группировать по типам:
· Основные бизнес-процессы – генерируют доходы компании;
· Обеспечивающие бизнес-процессы – поддерживают инфраструктуру компании,
· Бизнес-процессы управления – управляют компанией,
· Бизнес-процессы развития – развивают компанию.
К группе основных относят следующие бизнес-процессы:
· Процессы, создающие продукт, представляющий ценность для внешнего клиента.
· Процессы, прямой целью которых является получение доходов.
К группе обеспечивающих относят следующие бизнес-процессы:
· Процессы, клиентами которых являются основные процессы, структурные подразделения и сотрудники организации.
· Процессы, которые поддерживают инфраструктуру организации.
К группе управленческих относят следующие бизнес-процессы:
· Процессы, прямой целью которых является управление деятельностью организации
· Процессы, которые обеспечивают выживание, конкурентоспособность и развитие организации и регулируют ее текущую деятельность.
К этой группе относят следующие бизнес-процессы:
· Бизнес-процессы совершенствования и развития деятельности организации.
· Бизнес-процессы, целью которых является получение прибыли в долгосрочной перспективе.
Реинжиниринг бизнес-процессов как методика
Реинжиниринг бизнес-процессов (Business Process Reengineering) является в настоящее время самым популярным и, возможно, наиболее эффективным средством революционного преобразования бизнес-процессов. Революционность названного подхода заключается в отказе от традиционных правил и предположений по ведению бизнеса, которые часто оказываются устаревшими, ошибочными или просто неподходящими для конкретной ситуации.
В соответствии с определением Е.Г. Ойхмана и Э.В. Попова: «Реинжиниринг бизнеса предусматривает новый способ мышления – взгляд на построение компании, как на инженерную деятельность. Компания или бизнес рассматривается как нечто, что может быть построено, спроектировано или перепроектировано в соответствии с инженерными принципами».
Основополагающей целью реинжиниринга бизнес-процессов является гибкое и оперативное приспособление к ожидаемым сдвигам в запросах потребителей, соответствующее изменение стратегии, технологии, организации производства и управления на основе эффективной компьютеризации.
Основополагающим документом, регламентирующим переход к процессному подходу к управлению организацией, являются стандарты ISO 9000:2000. По степени воздействия на организационную структуру различают эволюционный и революционный реинжиниринг бизнес-процессов. При эволюционном реинжиниринге оптимизируется внутренняя интеграция различных бизнес-процессов, но не вносятся существенные изменения в функционирование организации. При революционном реинжиниринге перепроектируются все бизнес-процес и происходит переориентация фирмы на новый вид бизнеса.
В основе реинжиниринга бизнес-процессов лежит построение моделей деятельности предприятия следующих двух видов: модели «как есть», представляющей собой «снимок» положения дел в организации (организационная структура, взаимодействие подразделений, принятые технологии, автоматизированные и неавтоматизированные функции) на момент обследования и позволяющей понять, что делает и как функционирует данная организация с позиций системного анализа; модели «как должно быть», интегрирующей перспективные предложения проектной группы, владельцев процессов, экспертов и системных аналитиков и позволяющей сформировать видение новой рациональной технологии работы предприятия.
В общем случае этапы методики РБП включают следующие действия:
1. Разработку проекта и выделение бизнес-процессов. Этап предусматривает разработку проекта, включая определение цели и задач проекта, формирование команды по реинжинирингу, составления списка бизнес-процессов к реинжинирингу, выбор подхода к реинжинирингу.
2. Документирование бизнес-процессов. На основе предложенной методики документирования бизнес-процессов на втором этапе выполняется построение графических моделей бизнес-процессов на основе методологии IDEF0, хронометрирование составных операций бизнес-процессов.
3. Сравнительный анализ бизнес-процессов (бенчмаркинг). Добиваться конкурентного преимущества необходимо за счет анализа бизнес-процессов, сравнения их с бизнес-процессами передовых подразделений организации или компании-конкурента и дальнейшего их улучшения.
4. Разработку образа будущей компании. Цель этого этапа – сформулировать систему взглядов на новую компанию согласно целям и возможностям компании. На этапе 4 в команду по реинжинирингу необходимо включить субъектов внешней среды телекоммуникационной компании: партнеров, поставщиков и основных клиентов для создания более объективного образа.
5. Анализ проблем и перепроектирование бизнес-процессов и технологий. На этом этапе на основе подхода к анализу корневой причины, диаграммы Исикавы и др. подходов к анализу технологических процессов анализируются «узкие места» бизнес-процессов.
6. Внедрение новых бизнес-процессов, технологий и оценка результатов. На этом этапе важно организовать анализ достижения заданных в начале реинжиниринга критериев (метрик) эффективности функционирования бизнес-процессов. Методом оценки метрик бизнес-процессов может служить подход калькуляции себестоимости по действиям (ABC), который позволяет учитывать затраты по видам функциональной деятельности (процессам).