Мышления.

Субтест № 4

Субтест № 3

Субтест № 2

Субтест №1

Часть 2

1.ТЕСТ КЕЭСА-позволяет выявитьособенности развития когнитивной сферы, определить умственную работоспособность, способность работать под руководством взрослого и самостоятельно. Тест позволяет определить уровень развития речи и запас жизненных представлений.

Цель:Определение умственной работоспособности (внимательности).

Ход работы: Ребенок должен за определенное время найти и отметить в последовательно повторяющихся геометрических фигурах те, которые совершенно идентичны предлагаемым образцам. Для проведения теста используются специальные бланки, на которых изображены 105 кружков с различными геометрическими знаками, расположенными в семи рядах по 15 кружков в каждом. Три фигурки – образцы – изображены отдельно в середине самой верхней части бланка. Времявыполнения теста – 2 минуты.

Результаты и вывод:При определении умственной работоспособности

подсчитывается количество правильных операций, произведенных ребенком. Таковыми считаются правильно не зачеркнутые и правильно зачеркнутые фигурки. За каждую правильную операцию начисляется 1 балл. Одновременно необходимо подсчитать количество ошибок, допущенных ребенком.

По результатам обследования можно сделать вывод, что умственная работоспособность в норме- 23 балла. Настя работала активно и заинтересованно, понимала и принимала задание, предложенное психологом.

 

Цель: определение уровня сформированности внутреннего плана действий.

 

Ход работы: Задание заключается в том, что детям предлагается мысленно вращать квадрат-эталон по часовой стрелке на 90, 180 или 270 градусов (в зависимости от этапа задания) и определить, какое положение при этом займет нарисованная в квадрате геометрическая фигура. Делается это путем выбора нужного квадрата из имеющихся на рисунке четырех вариантов его расположения.

 

Результаты и вывод: За каждое правильно выполненное задание начисляется 1 балл. Количество баллов, набранное Настей, - 8(67%). Соответственно, уровнь сформированности внутреннего плана действий развит удовлетворительно.

 

Цель:Определение уровня развития зрительной опосредованной памяти.

 

Ход работы:Ребенку предлагается в течение 5 минут изучать различные изображения, расположенные парами в определенном порядке на специальном бланке, запомнить их и постараться воспроизвести сразу после запоминания. Всего ребенку для запоминания и воспроизведения предлагаются 20 пар изображений. Время воспроизведения не

ограничивается.

 

 

Результаты и вывод: При обработке тестового бланка за каждый правильно

воспроизведенный знак соответствующей фигурки ребенку засчитывается 1 балл. Максимальное количество баллов – 20.

При оценке ответов учитывается лишь их правильность и не учитывается

аккуратность воспроизведения знака.

Высокий уровень– 14-20 баллов.

Средний уровень– 7-13 баллов.

Низкий уровень– 0-6 баллов.

Настя набрала 6 баллов( 30%), что говорит о том, что зрительная опосредованная память развита слабо. Обследуемый ребенок запоминает крупные картинки, не акцентируя внимание на деталях.

 

Цель: Определение уровня сформированности наглядно-образного

Ход работы:Детям предлагается за определенное время упорядочить предложенные им в не-правильном порядке серии картинок. Испытание состоит из одной демонстрации контрольных серий. Время выполнения каждого задания – 1 минута. В качестве образца предлагается серия из четырех картинок на тему «Еда». Серия состоит из следующих

картинок:

1. Мама варит суп.

2. Мама наливает суп в тарелку.

3. Тарелка с супом стоит на столе, и ребенок подходит к столу.

4. Ребенок сидит за столом и ест. Шифр данной серии – слово «пища».

Контрольные серии следующие.

1 серия– «Работа в саду» – 4 картинки. 1. Ребенок копает лопатой землю. 2.

Ребенок сеет семена. 3. Растения взошли, и ребенок поливает их. 4. Растения цветут, и ребенок рассматривает их. Шифр серии — «семя».

II серия– «Поездка на такси» – 4 картинки. 1. Ребенок с матерью спешат на

остановку такси. 2. Ребенок с матерью садятся в такси. 3. Ребенок с матерью едут в такси. 4. Ребенок с матерью выходят из такси. Шифр серии – «езда».

III серия– «Мытье» – 5 картинок. I. Ребенок снимает обувь. 2. Ребенок снимает носки. 3. Ребенок наливает из крана в тазик воду. 4. Ребенок моет ноги в тазике. 5. Ребенок вытирает ноги полотенцем. Шифр серии – «носки».

IV серия– «Рыбалка» – 6 картинок. 1. Ребенок идет к реке с удочкой в руке и

пустым рюкзаком. 2. Ребенок закидывает удочку. 3. Ребенок вытаскивает удочку, на крючке которой – рыба. 4. Ребенок кладет рыбу в рюкзак. 5. Ребенок с рюкзаком, полным рыбы, направляется домой. 6. Ребенок подходит к калитке своего дома, его встречает собака. Шифр серии – «рыбаки».

V серия– «Катание на санках» – 7 картинок. 1. Ребенок выходит во двор. 2. Ребенок с собакой во дворе. 3. Ребенок берет из сарая санки 4. Ребенок запрягает собаку в санки. 5. Ребенок садится на санки. 6. Собака катает ребенка. 7. Санки опрокидываются, ребенок оказывается в снегу. Серия имеет два правильных шифра – «саночки» и «аночкис».Картинки шифруются следующим образом. На обратной стороне в верхнем левом углу римской цифрой проставлен номер серии, одинаковый для всех входящих в нее

картинок. На всех картинках демонстрационной серии в левом верхнем углу проставлена буква «Д». В правом верхнем углу каждой картинки написаны строчная буква и арабская цифра. Последовательность букв на картинках одной серии составляет ее шифр, цифры на картинках указывают экзаменатору, в какой исходной последовательности картинки перед

ребенком выкладываются. Таким образом, в демонстрационной серии «Еда» картинки будут пронумерованы следующим образом: 1-я картинка – «п 4», 2-я картинка – «и 2», 3-я картинка – «щ 1», 4-я картинка – «а 3». Когда же эти картинки будут выложены перед ребенком, они окажутся в последовательности «щ 1 – и 2 – а З – п 4». Аналогично контрольные серии должны быть пронумерованы следующим образом:

I серия– «Работа в саду»: «с 3», «е 1», «м 4», «я 2» (шифр – «семя»).

II серия– «Поездка на такси»: «е 2», «з 3», «д 4», «а 1» (шифр – «езда»).

III серия— «Мытье»: «н 2», «о 5», «с 3», «к 1», «и 4» (шифр – «носки»).

IV серия– «Рыбалка»: «р 3», «ы 6», «б 2», «а 4», «к 1», «и 5»

(шифр – «рыбаки»).

V серия– «Катание на санках»: «с 3», «а 1», «н 4», «о 6», «ч 2», «к 7», «и 5» (шифр– «саночки» или «аночкис»).

 

Результаты и вывод: При правильном выкладывании всех картинок серии ребенок получает следующее количество баллов:

1 серия – 4 балла,

2 серия – 4 балла,

3 серия – 5 баллов,

4 серия – 6 баллов,

5 серия –7 баллов.

Максимальное количество баллов за всю серию – 26.

Высокий уровень– 18-26 баллов.

Средний уровень– 9-17 баллов.

Низкий уровень– 0-8 баллов.

Настя набрала 20 баллов(80%), что свидетельствует о высоком уровне развития. Настя может построить связный и развернутый рассказ по картинке. Использует речь как инструмент мышления( объясняет, уточняет, делает выводы).