Краткое изложение теоретических вопросов
Тема 6.2. Содержание, средства, формы и методы социально-культурной деятельности в различных типах культурно-досуговых и образовательных учреждений
Литература
1. Исаева И.Ю. Досуговая педагогика: учебное пособие /И.Ю. Исаева,-М.: Флинта:НОУ ВПО «МПСИ», 2010.-200 с.
2. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации: Учебное пособие для студентов вузов/ Г.А. Аванесова. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 236 с.
2.Киселёва Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. –
М., 1993.
Основные понятия и термины по теме:«средство», «метод», «методика», «театрализация», «форма», «содержание»
План изучения темы:
1.Методика - творческий процесс в технологии Культурно-досуговой деятельности
2. Общая характеристика средств, форм социально-культурной деятельности
3. Методы в социально-культурной деятельности. Классификация методов
Для того чтобы деятельность учреждения культуры была содержательной, интересной, эмоционально насыщенной, специалистам следует максимально овладеть методикой Культурно-досуговой деятельности, то есть совокупностью методов, способов, приемов и действий целенаправленного достижения поставленной цели.
Методика Культурно-досуговой деятельности опирается на методологию, законы психологии и педагогики, имеет свои внутренние закономерности функционирования как специфический вид деятельности. Ме-. тодика представляет собой центральный блок в Культурно-досуговой деятельности, который осуществляет прием, переработку информации и преобразует ее в художественно-образный, символико-аллегорический способ эмоционального воздействия. Другими словами, методика Культурно-досуговой деятельности - это творческий, перцептивно-коммуникативный процесс, где перцепция - восприятие, а коммуникация - общение.
Методику выделяют в отдельный тип деятельности - методический, выступающий внутренним регулятором всего технологического процесса, который определяет и разрабатывает тактику, то есть преобразует и переводит теорию в русло конкретной программы в форме сценарных планов, сценариев, методических разработок и рекомендаций.
В основе методики Культурно-досуговой деятельности лежат духовные потребности населения. Потребности в осуществлении Культурно-досуговой деятельности отнюдь не ограничиваются лишь стремлением человека к саморазвитию или к удовлетворению его чисто рекреационных нужд. Культурно-досуговая деятельность оказывает активное формирующее влияние на личность, что свидетельствует о ее достаточно высокой общественной значимости.
Методика Культурно-досуговой деятельности представляет собой диалектическое единство профессиональной деятельности организаторов и методистов (сценаристов, режиссеров и других специалистов) и участников Культурно-досуговых программ и других посетителей учреждений культуры. Взаимосвязь культурных потребностей людей с возможностью и готовностью учреждений культуры их реализовать создает условия для раскрытия сущностных свойств учреждений культуры, слияния в их работе организующих воздействий "сверху" с широкой инициативой и самодеятельностью "снизу".
В Культурно-досуговой деятельности сложилась определенная классификация методик: общая методика, типовые методики и частные методики. Все они функционируют по своим законам, вбирая в себя все наиболее общее и существенное в построении технологического процесса. Закономерности методик тесно связаны с законами развития культурных процессов. Квалификация специалистов учреждений культуры зависит от знания этих закономерностей, от умения творчески их применять. К закономерностям методики Культурно-досуговой деятельности можно отнести: неразрывную связь социальных и культурологических задач; соответствие содержания и формы; последовательность при подготовке и проведении программ от идеи до замысла и определения формы; активно-деятельностный подход в создании программы; активизация аудитории; постоянная смена эмоциональных состояний; постепенное вовлечение во все более сложную деятельность участников программы; единство и взаимопереход субъекта и объекта; соединение в Культурно-досуговой деятельности развивающих, рекреационных и гедонистических функций.
В методической литературе употребляются понятия "общая методика" и "частная методика". Под общей методикой понимается система знаний о средствах, формах и методах, применяемых учреждениями культуры. Частной методикой называют совокупность средств, форм и методов, используемых при решении отдельных задач, стоящих перед учреждениями культуры. Деление методики на общую и частную сложилось в процессе ее развития как особой области знания и практического действия. Такое деление позволяет работникам культуры более систематизированно осваивать знания и совершенствовать навыки.
При подготовке Культурно-досуговой программы технологический процесс осуществляют организаторы, имеющие надлежащую методическую подготовку, знающие и общие основы методики и частные приемы, методические навыки организации отдельных программ, и творческие работники - методисты, знающие основы драматургии и режиссуры.
Методика деятельности учреждений культуры находится в функциональной зависимости от решаемых ими задач. Содержание Культурно-досуговой деятельности можно идентифицировать с понятием ценности. Каждый человек может пользоваться лишь теми ценностями, которые имеются в его обществе. Поэтому ценности жизни отдельного человека в основе своей суть ценности окружающей его общественной жизни. Эти ценности условно делятся на ценности материальные, социально-политические и духовные.
Через содержание Культурно-досуговой деятельности удовлетворяются духовные, потребности и интересы населения. Содержание обусловливается задачами, решаемыми учреждениями культуры по развитию личности. Это формирование цельной и стройной системы философских, экономических и социально-политических взглядов, повышение общекультурного и научно-технического уровня, трудовое и эстетическое воспитание граждан.
В содержании Культурно-досуговой деятельности находят отражение изменения обстановки в стране и за рубежом, реформы жизни общества. Содержание деятельности определяется интересами и запросами аудитории; событиями, происходящими в стране и за рубежом; спецификой развития и проблемами региона, в котором находится клубное учреждение; обычаями и традициями, бытующими в данной местности; знаменательными и памятными датами в жизни общества; календарём государственных праздников; годовым кругом народных праздников; уровнем профессионализма работников клубного учреждения, его материально-техническими и финансовыми возможностями.
Содержание всегда облекается в ту или иную форму. Форма есть организация, структура содержания. Содержание и форма в деятельности учреждения культуры отражаются в планах работы, репертуаре демонстрируемых кинофильмов, коллективов художественной самодеятельности, программах вечеров, тематике лекций, сценариях праздников или обрядов и т.д.
Содержание реализуется через функции и принципы Культурно-досуговой деятельности. Оно раскрывает проблему, обеспечивает решение задач, являясь одним из основных условий эффективности деятельности учреждений культуры.
Содержание Культурно-досуговой деятельности, как бы оно ни было умело определено и воплощено в соответствующие формы, останется мертвым капиталом, если не будет донесено до посетителей учреждения культуры. Вот почему большое значение имеет вопрос о способах реализации содержания или, иначе говоря, о путях доведения его до потребителя.
Средства - один из важных компонентов Культурно-досуговой деятельности. Их назначение - быть "механизмом" доведения содержания деятельности учреждений культуры до населения. Средства Культурно-досуговой деятельности - это пути (каналы) или способы передачи содержания (идей, научных взглядов, событий, фактов, образов художественных произведений, жизненных примеров) в целях оказания влияния на сознание, чувства и волю посетителей учреждения культуры .
В методике Культурно-досуговой деятельности средствами называют инструменты, с помощью которых раскрывается содержание. Они подразделяются на устные средства (живое слово, сценическая речь), печатные средства (газеты, журналы, научная литература); кино, радио, телевидение; художественная литература; искусство и самодеятельное творчество (драматическое, хоровое, музыкальное, хореографическое, живопись); технические средства. Приведенная классификация средств Культурно-досуговой деятельности носит в известной степени условный характер. Так, например, кино - это вид искусства, но оно может быть отнесено и к техническим средствам. Нередко к техническим средствам относят радио и телевидение, и в этом есть определенный смысл. Многозначно понятие печати. Одно значение имеет книга как вид печати и другое - книга как художественное произведение. Средства следует рассматривать только как способы передачи содержания.
Вполне может быть применима и данная классификация:
• Художественно-выразительные средства: живое слово, музыка, хореография, вокал, драматургия;
• Изобразительные средства: оформление клубного пространства (сцены, зала, фойе, вестибюля, кружковых комнат и т.п.); свет, декорации, костюмы, видеоряд (кино, слайды, видео, телевидение);
• Технические средства: световая, аудио и видеоаппаратура;
• Материальные средства: оборудование, инвентарь, музыкальные инструменты, канцелярские принадлежности, поделочные материалы (ткань, бумага, дерево, металл, глина, краски, пластилин и т.п.);
• Финансовые средства;
• Средства массовой информации.
В практической деятельности учреждений культуры особенно широко применяются: живое слово, кино, искусство всех видов и жанров, технические средства, то есть те средства, которые придают деятельности учреждений культуры особую эмоциональную окраску.
Каждое средство служит носителем (передатчиком) того или иного содержания. В зависимости от характера содержания и назначения выбирается определенное средство или, чаще, набор средств. Арсенал средств Культурно-досуговой деятельности разнообразен. Кадры должны уметь в каждом конкретном случае выбрать и использовать те из них, которые дадут наибольший эффект, будут наиболее действенными, обеспечат наилучшее выполнение задачи.
К числу важнейших компонентов методики Культурно-досуговой деятельности относятся и формы деятельности учреждений культуры, или программы. Формы работы - один из необходимых элементов функционирования учреждения культуры, компонент Культурно-досуговой деятельности.
Содержание деятельности должно обязательно облекаться в определенную форму. Формы работы клубных учреждений - это способы реализации содержания их деятельности, а также способы и приёмы организации клубной аудитории.
Термин "форма" употребляется в различных смыслах. Форма (вообще) - устройство, структура, внешнее выражение чего-либо, система организации чего-либо. Форма является одной из философских категорий, рассматриваемых в неразрывной связи с содержанием. Форма - организация, структура содержания, его выражение. Форма не может существовать изолированно от содержания.
Понятие формы применительно к деятельности учреждений культуры также может иметь различное значение. Прежде всего форма является выражением содержания Культурно-досуговой деятельности. Под формой понимают также структурное оформление отдельных документов (форма плана, форма сметы доходов и расходов, форма статистического отчета о деятельности учреждения культуры, форма афиши и т.п.. И ,наконец, формами называют способы организации Культурно-досуговой деятельности.
Под формами - программами Культурно-досуговой деятельности следует понимать способы и приемы организации людей в учреждении культуры, по месту жительства в целях доведения до них определенного содержания.
В зависимости от характера аудитории и средств воздействия формы Культурно-досуговой деятельности делятся на массовые, групповые и индивидуальные. Формы - программы Культурно-досуговой деятельности - не существуют сами по себе. Их выбор обусловливается содержанием и средствами. По отношению -к содержанию форма-программа носит зависимый характер.
Каждое средство воздействия требует соответствующих форм организации людей. Отмечая зависимость форм - программ Культурно-досуговой деятельности - от содержания и средств воздействия, следует иметь в виду, что выбор форм и их правильное использование, в свою очередь, имеют большое значение. Формы-программы обладают известной самостоятельностью, они могут оказать и оказывают обратное влияние на содержание деятельности. От выбора форм часто зависит результат деятельности.
В неразрывной связи с формами-программами находятся методы Культурно-досуговой деятельности. Вопрос о методах - это вопрос о том, как повысить действенность деятельности учреждения культуры, как лучше донести содержание до посетителей, как сделать его более убедительным и воспринимаемым аудиторией. Определений понятия "метод" много, но во всех есть нечто общее: метод - это способ, прием, путь решения какой-либо задачи. Методы - совокупность приемов (технологических частей) и способов (своеобразия воздействия) организации воспитывающей жизни, воспитывающей деятельности, воспитывающих отношений. Методы - то, с помощью чего специалист достигает, решает поставленные задачи. Методы - это «оружие», «орудия» профессиональной работы.
Обобщая различные определения, подчеркивая в них наиболее типичное, можно сказать, что метод - это путь к познанию; образ действия; определенным образом упорядоченная деятельность.
Методами Культурно-досуговой деятельности принято называть способы, приемы, образы действий по использованию средств воздействия на аудиторию.
Методы и средства воздействия тесно взаимосвязаны. Одно из средств воздействия - радио, которое является носителем, передатчиком определенного содержания. Выражением содержания здесь будет программа радиопередачи, конкретный текст. Но текст, информацию можно донести по-разному - просто прочитать или дать в виде театрализованного представления. Способы, приемы использования, в данном случае радио, следует называть методами. Методы культурно-досуговой деятельности, как и формы, всегда связаны с содержанием, определяются целями, которые ставятся перед специалистами.
В Культурно-досуговой деятельности имеется три родовых метода: метод иллюстрирования, метод театрализации и методы игры. Все остальные методы привнесены в нее извне.
Метод театрализации предполагает использования в досуговых программах приёмов драматургии. Драматургия - это выстраивание сюжетно-образного решения досуговой программы. Но если в театральном спектакле в качестве исходного материала выступает конкретная пьеса, то в Культурно-досуговой программе это происходит с помощью выразительных средств на основе самой жизни, реального фактического материала, реальных героев, в том числе и аудитории. В первом случае режиссёр идет от пьесы к жизни, во втором наоборот - от жизни к пьесе, где представление организуется по законам театра, но своими специфическими средствами.
Суть метода иллюстрирования состоит в основной организации содержания информационного материала досуговой программы с помощью показа в какой-либо форме. Использование этого метода позволяет информации стать зримой.
При этом иллюстрирование не просто вносит элемент художественности в содержание досуговой программы, а развивает углубляет, конкретизирует это содержимое. Сложились два иллюстрирования: наглядное и художественное. При наглядном иллюстрировании используются репродукции, фотографии, кадры документального кино, книжные и иные выставки, слайды. Художественное иллюстрирование предполагает использование средств искусства: хореографии, музыки, художественного слова, отрывков из спектаклей и художественных фильмов.
И, наконец, третьим родовым методом Культурно-досуговой деятельности является метод игры. Игра здесь выступает как способ активизации аудитории. В процессе игры лучше усваивается содержание досуговой программы, устанавливается межличностное общение зрителей, появляется возможность самореализации и самоутверждения её участников.
Наряду с термином "метод" употребляется термин "методический прием". Каждый метод представляет собой определенную систему приемов. Иными словами, каждый метод - это совокупность приемов, объединенных общностью задачи и единым подходом к их решению.
Прием - это элемент, деталь метода, вспомогательное средство. Каждый из методов применяется с помощью различных приемов. Прием по отношению к данному методу при решении других, более частных задач может стать методом со своими приемами его применения.
В деятельности учреждений культуры методические приемы используются как самостоятельные методы и, в свою очередь, реализуются с помощью определенных методических приемов. Так, использование в ходе лекции фрагмента из кинофильма - это методический прием, прослушивание магнитофонной записи на семинаре - тоже методический прием. В социально-культурных институтах используются просветительные методы (изложение материала, демонстрация предметов или явлений, упражнения, направленные на закрепление знаний, отработку умений и навыков); воспитательные методы (убеждение, пример, поощрение и его антипод - порицание); методы организации творческой деятельности (выдвижение творческой задачи, тренаж, организация творческого содружества и распределения творческих обязанностей, налаживание творческого соревнования); методы рекреации (вовлечение в развлекательное занятие, вытеснение малоценных развлечений полезными, организация игрового соревнования).
Вопрос о методах Культурно-досуговой деятельности - сложный. Дать их четкую классификацию очень трудно, да и вряд ли в этом есть практическая необходимость. Важно уяснить сущность понятия " метод", зависимость методов от содержания работы, необходимость творческого подхода к выбору методов и приемов в деятельности учреждений культуры, которыми накоплен большой опыт использования различных средств, форм и методов в зависимости от обстановки и решаемых задач. Специалисту необходимо овладеть ими, научиться их творчески применять.
Профессиональное мастерство специалиста учреждения культуры состоит в том, чтобы из всего многообразия средств, форм и методов выбрать те, которые в каждом конкретном случае дадут возможность наилучшим образом решить стоящие задачи. В одном случае это будет тематический вечер, в другом - лекция, в третьем - концерт художественной самодеятельности и т.д. Нужны поиски новых, более эффективных сочетаний содержания, форм, методов и средств с целью вызвать у людей интерес, привлечь их в учреждение культуры.
Вопросы и задания для самопроверки:
1.Как вы понимаете, что такое методика Культурно-досуговой деятельности?
2.Каковы основные закономерности методики Культурно-досуговой деятельности ?
3.Что такое содержание и какова его роль в куль-турно-осуговой деятельности?
4.Что такое средства Культурно-досуговой деятельности?
5.Что такое форма и ее значение в методике?