Краткое изложение теоретических вопросов
Тема 6.1. Технологические основы социально-культурной деятельности и культурно-досуговой деятельности. Технология, сущность, характеристика, виды, классификация социально-культурных технологий
Основные понятия и термины по теме:«технология», «дифференцированный», «макротехнология», «микротехнология»
План изучения темы:
1. Понятие «технология».
2. Классификация технологий.
3. Характеристика социально-культурных технологий
4. Структура и функции социально-культурных технологий
Термин «технология» появился совсем недавно, но уже прочно вошел как в педагогический лексикон, так и в терминологию социально-культурной сферы.
Существуют разные трактовки определения «технология» и, несмотря на большие разночтения в понимании и употреблении этого термина, есть ряд объединяющих позиций, характерных для этого понятия. Так, в толковом словаре В. Даля мы читаем: «технология» - это совокупность приемов, применяющихся в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
В материалах ЮНЕСКО указывается, что педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов, и их взаимодействия, ставящих своей задачей оптимизацию форм образования.
В учебном пособии «Основы социально-культурной деятельности» Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников отмечают, что технология - это механизм реализации теории в практику социально-педагогической деятельности.
Понятие технологии как термина, приводимое в «Толковом словаре русского языка», определяется как «совокупность наук, сведений о способах переработки того или иного сырья в готовое изделие» и «совокупность процессов переработки».
Однако с точки зрения применения этого понятия в сфере социального обслуживания населения, технология является системой методов решения социальных проблем, направленных на формирование: условий жизни и развития общества; общественных отношений; социальных структур, целью которых является обеспечение потребностей человека и создание условий для реализации его потенциальных способностей и интересов с учетом установленной обществом системы ценностей.
Исходя из этого, можно определить, что социальные технологии направлены на:
1) выявление механизмов и процессов, целью которых является
гуманизация действительности;
2) обеспечение постоянной и полноценной адаптации человека в
обществе.
Можно взять в расчет еще одну теорию о том, что, технология - это средства, формы и методы социально-культурной деятельности, которые используются в учебном процессе, и с помощью которых достигаются планируемые результаты обучения и воспитания.
Классификация технологий
Следует отметить, что существуют технологии, применяемые в сфере образования, культуры, промышленного производства и т.д.
В зависимости от того, на каком уровне разрабатываются и внедряются технологии, можно говорить о:
• крупномасштабных технологиях на уровне страны, республики, региона;
• макротехнологиях в отдельных городах, трудовых объединениях, социальных и общественных институтах и т.д.;
• микротехнологиях, которые направлены на определенные общественные процессы и рассчитаны на небольшие группы людей.
Технология может существовать в трех уровнях:
1) научном, когда разрабатываются цели, задачи, содержание и методы обучения и социально-культурной деятельности, проектируются культурно-досуговые процессы;
2) процессуально-описательном, где происходит описание целей, задач, методов, средств, форм и содержания процесса для получения заранее планируемых результатов обучения и социально-культурной деятельности;
3) процессуально-действенном - в основу которого положено осуществление технологического процесса с применением различных методов и средств обучения и социально-культурной деятельности.
Существуют определенные различия в технологиях, применяемых в учебном процессе и технологиях, разрабатываемых в сфере культуры и досуга.
Учитывая то, что социально-культурная сфера представлена большим количеством разнопрофильных социальных институтов, которые имеют свои определенные функции и формы работы, то и технологии, применяемые в различных учреждениях, используют множество методов, с помощью которых не только формируется, но и активно осваивается культурно-досуговая среда.
В целом технологии, применяемые в сфере культуры и досуга, можно разделить на основные группы: общие, функциональные и дифференцированные (по Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникову):
1) общие технологииориентируют на наиболее характерные процессы, происходящие в культурно-досуговой деятельности (например: процесс внедрения хозрасчетных механизмов в практику учреждений культуры и досуга);
2) функциональные (отраслевые) технологиив своей основе содержат различные направления культурно-досуговой деятельности, т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания сферы культуры и досуга (примером служит технология информационно-познавательной и просветительной деятельности, технология самодеятельного творчества и ряд других);
3) дифференцированные технологии представляют собой методики, направленные на работу с отдельными категориями населения и различными возрастными группами.
Анализ практической деятельности социальных структур позволяет выделить следующие группы социальных технологий:
1) социально-экономические;
2) организационно-распорядительные;
3) медико-социальные;
4) психолого-педагогические;
5) социально-культурные.
Для реализации данных технологий существует несколько способов:
- предусматривающий удовлетворение потребностей человека за счет сил и средств государства в масштабах всего общества;
- основанный на самозащите каждой отдельной личности; при котором каждому человеку дается возможность проявить свои способности, добиться успеха в жизни, благодаря использованию своего потенциала;
- совмещающий в той или иной степени усилия государства и
Кратко рассмотрим каждую группу социальных технологий.
Социально-экономические технологии — это система методов, с помощью которых оказывается воздействие на материальные, моральные, национальные, семейные и другие социальные интересы и потребности людей. К ним относятся: натуральная и денежная помощь; установление льгот, пособий и компенсаций; патронаж; бытовое обслуживание; поощрения и санкции.
Организационно-распорядительные технологии - это система методов, с помощью которых оказывается влияние на: мотивы поведения людей, как необходимости общественной и трудовой дисциплины; формирование чувства долга, ответственности, причастности к принятию решений на производстве. Данные методы опираются на нормативно-правовые документы и их базой служат управленческие решения, такие как регламентирование, нормирование, инструктирование.
Медико-социальные технологии направлены на поддержание и охрану здоровья через деятельность учреждений медицинского и социального страхования, социального обеспечения, медицинского обслуживания, медицинской экспертизы, медицинской и социальной реабилитации.
Психолого-педагогические технологии - это система методов воздействия на человека через механизм психологической и педагогической регуляции его социального самочувствия и поведения. К данной группе относятся методы: социального исследования; наблюдения; социально-психологической диагностики; внушения; информирования; психологической коррекции; расширения возможностей для проявления творческих способностей личности.
Социально-культурные технологии - это система методов, организующих и направляющих практическую деятельность работников культуры. По видам данные технологии можно подразделить на несколько групп, направленные на: 1) формирование и распространение культурных ценностей; 2) выявление и сохранение культурных ценностей; 3) освоение культурных ценностей; 4) организацию досуга.