Краткое изложение теоретических вопросов

Тема 6.1. Технологические основы социально-культурной деятельности и культурно-досуговой деятельности. Технология, сущность, характеристика, виды, классификация социально-культурных технологий

Основные понятия и термины по теме:«технология», «дифференцированный», «макротехнология», «микротехнология»

План изучения темы:

1. Понятие «технология».

2. Классификация технологий.

3. Характеристика социально-культурных технологий

4. Структура и функции социально-культурных технологий

 


Термин «технология» появился совсем недавно, но уже прочно вошел как в педагогический лексикон, так и в термино­логию социально-культурной сферы.
Существуют разные трактовки определения «технология» и, несмотря на большие разночтения в понимании и употреблении этого термина, есть ряд объединяющих позиций, характерных для этого понятия. Так, в толковом словаре В. Даля мы читаем: «технология» - это совокупность приемов, применяющихся в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
В материалах ЮНЕСКО указывается, что педагогическая технология - это системный метод создания, применения и оп­ределения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов, и их взаимодейст­вия, ставящих своей задачей оптимизацию форм образования.
В учебном пособии «Основы социально-культурной дея­тельности» Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников отмечают, что технология - это механизм реализации теории в практику соци­ально-педагогической деятельности.

Понятие технологии как термина, приводимое в «Толковом словаре русского языка», определяется как «совокупность наук, сведений о способах переработки того или иного сырья в готовое изделие» и «совокупность процессов переработки».

Однако с точки зрения применения этого понятия в сфере социального обслуживания населения, технология является системой методов решения социальных проблем, направленных на формирование: условий жизни и развития общества; общественных отношений; социальных структур, целью которых является обеспечение потребностей человека и создание условий для реализации его потенциальных способностей и интересов с учетом установленной обществом системы ценностей.

Исходя из этого, можно определить, что социальные технологии направлены на:

1) выявление механизмов и процессов, целью которых является
гуманизация действительности;

2) обеспечение постоянной и полноценной адаптации человека в
обществе.
Можно взять в расчет еще одну теорию о том, что, технология - это средства, формы и методы социально-культурной деятельности, которые исполь­зуются в учебном процессе, и с помощью которых достигаются планируемые результаты обучения и воспитания.


Классификация технологий
Следует отметить, что существуют технологии, применяе­мые в сфере образования, культуры, промышленного производ­ства и т.д.
В зависимости от того, на каком уровне разрабатываются и внедряются технологии, можно говорить о:
крупномасштабных технологиях на уровне страны, рес­публики, региона;
макротехнологиях в отдельных городах, трудовых объе­динениях, социальных и общественных институтах и т.д.;
микротехнологиях, которые направлены на определен­ные общественные процессы и рассчитаны на небольшие группы людей.


Технология может существовать в трех уровнях:
1) научном, когда разрабатываются цели, задачи, содержа­ние и методы обучения и социально-культурной деятельности, проектируются культурно-досуговые процессы;
2) процессуально-описательном, где происходит описание целей, задач, методов, средств, форм и содержания процесса для получения заранее планируемых результатов обучения и социально-культурной деятельности;
3) процессуально-действенном - в основу которого поло­жено осуществление технологического процесса с применением различных методов и средств обучения и социально-культурной деятельности.
Существуют определенные различия в технологиях, приме­няемых в учебном процессе и технологиях, разрабатываемых в сфере культуры и досуга.
Учитывая то, что социально-культурная сфера представлена большим количеством разнопрофильных социальных институтов, которые имеют свои определенные функции и формы работы, то и технологии, применяемые в различных учреждениях, исполь­зуют множество методов, с помощью которых не только форми­руется, но и активно осваивается культурно-досуговая среда.
В целом технологии, применяемые в сфере культуры и досуга, можно разделить на основные группы: общие, функциональ­ные и дифференцированные (по Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникову):
1) общие технологииориентируют на наиболее характер­ные процессы, происходящие в культурно-досуговой деятельно­сти (например: процесс внедрения хозрасчетных механизмов в практику учреждений культуры и досуга);
2) функциональные (отраслевые) технологиив своей осно­ве содержат различные направления культурно-досуговой дея­тельности, т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания сферы культуры и досуга (примером служит технология информационно-познавательной и просвети­тельной деятельности, технология самодеятельного творчества и ряд других);
3) дифференцированные технологии представляют собой методики, направленные на работу с отдельными категориями населения и различными возрастными группами.

Анализ практической деятельности социальных структур позволяет выделить следующие группы социальных технологий:

1) социально-экономические;

2) организационно-распорядительные;

3) медико-социальные;

4) психолого-педагогические;

5) социально-культурные.

Для реализации данных технологий существует несколько способов:

- предусматривающий удовлетворение потребностей человека за счет сил и средств государства в масштабах всего общества;

- основанный на самозащите каждой отдельной личности; при котором каждому человеку дается возможность проявить свои способности, добиться успеха в жизни, благодаря использованию своего потенциала;

- совмещающий в той или иной степени усилия государства и

Кратко рассмотрим каждую группу социальных технологий.

Социально-экономические технологии — это система методов, с помощью которых оказывается воздействие на материальные, моральные, национальные, семейные и другие социальные интересы и потребности людей. К ним относятся: натуральная и денежная помощь; установление льгот, пособий и компенсаций; патронаж; бытовое обслуживание; поощрения и санкции.

Организационно-распорядительные технологии - это система методов, с помощью которых оказывается влияние на: мотивы поведения людей, как необходимости общественной и трудовой дисциплины; формирование чувства долга, ответственности, причастности к принятию решений на производстве. Данные методы опираются на нормативно-правовые документы и их базой служат управленческие решения, такие как регламентирование, нормирование, инструктирование.

Медико-социальные технологии направлены на поддержание и охрану здоровья через деятельность учреждений медицинского и социального страхования, социального обеспечения, медицинского обслуживания, медицинской экспертизы, медицинской и социальной реабилитации.

Психолого-педагогические технологии - это система методов воздействия на человека через механизм психологической и педагогической регуляции его социального самочувствия и поведения. К данной группе относятся методы: социального исследования; наблюдения; социально-психологической диагностики; внушения; информирования; психологической коррекции; расширения возможностей для проявления творческих способностей личности.

Социально-культурные технологии - это система методов, организующих и направляющих практическую деятельность работников культуры. По видам данные технологии можно подразделить на несколько групп, направленные на: 1) формирование и распространение культурных ценностей; 2) выявление и сохранение культурных ценностей; 3) освоение культурных ценностей; 4) организацию досуга.