Надежность автомобилей и их составных частей

Старение автомобилей и их составных частей

Старение – процесс необратимого изменения свойств и состояний авто и его агрегатов, что обусловлено структурными превращениями, химическими изменениями в материалах из которых изготовлены детали, а также постепенным накоплением в конструкции авто микро и макроповреждений при эксплуатации.

При эксплуатации авто имеет место:

- физическое изнашивание материала деталей

– потеря усталостной прочности их материалов

Как при эксплуатации, так и при его хранении происходит изменения связанные с коррозией, потерей жесткости, структурные изменения и химические превращения в Ме. Старение всегда связано с временем.

Старение деталей происходит в результате воздействия нескольких различных процессов и является результатом воздействия большого числа факторов.

Изнашивание – процесс отделения материала с поверхности твердого тела и/или рост его остаточной деформации при трении, которая проявляется в постепенном изменении размеров и форм тела детали.

Износ – результат изнашивания, определяется в установленных единицах толщины слоя, объёма, массы. Процесс изнашивания обычно происходит в три этапа:

1-я стадия – приработка сопряженных поверхностей деталей, при этом отрезок времени - относительно небольшой. На этой стадии износ изменяется нелинейно, скорость изнашивания высокая, но постепенно падает.

2-я стадия – наиболее продолжительна, характеризуется стабильностью процесса, скорость изнашивания небольшая и const.

3-я стадия – ускоренное изнашивание, характеризуется резковозрастающей скоростью изнашивания, и соответственно самим износом. Причиной этого является изменение условий трения из-за изменения размеров и формы трущихся пов-й.

Деформация деталей может быть обратимой (упругой) и необратимой (остаточной).

Деформация возникает при появлении напряжений в материале детали. Если возникающее напряжение меньше предела его упругости, то такая деформация наз-ся – упругой, если больше – остаточная.

Упругая деформация может сопровождаться и остаточной, например при высокой температуре.

Остаточная деформация – изменяет размеры и конфигурацию детали.

Разрушение приводит к полному расчленению детали, при этом разрушения бывают:

- вязкие;

- хрупкие;

- усталостные.

Коррозия – представляет собой разрушение Ме вследствие химического и электро-химического взаимодействия их с коррозионной средой.

Эрозия и кавитация – возникают при действии на Ме потока жид-ти которая движется с высокой скоростью. На поверхностях деталей, которые подвержены жидкостной эрозии образуются пятна, полосы и вымоины. Таким повреждениям подвержены детали системы охлаждения и крылья кузова.

Предельным состоянием – наз-ся состояние авто или его составных частей при котором их дальнейшее применение по назначению недопустимо, нецелесообразно или их восстановление невозможно/нецелесообразно. Количество значений показаний предельного состояния устанавливают в нормативно-технической документации.


Надежность – свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения ТО, ремонта и хранения.

Параметр – некоторая выходная характеристика детали, сопряжения, сборочной единицы или авто в целом в качестве которой принимается один или несколько показателей технологического качества. Выход значения параметра за границы предельного значения определяется как отказ если при этом происходит нарушение работоспособного состояния объекта.

Отказы делят на: внезапные и постепенные.

Внезапные отказы хар-ся скачкообразным изменением значений одного или нескольких параметров объектов. Они происходят в случайные моменты времени, которые точно спрогнозировать невозможно, а можно лишь характеризовать наступление или не наступление данного события с определенной вероятностью.

Постепенные отказы хар-ся плавным изменением одного или нескольких параметров объектов.

Разделение отказов на внезапные и постепенные носит условный характер. Например постепенное изнашивание КПП носит постепенный характер, а внезапное выключение передачи вследствие этого износа – внезапный отказ.

Детали авто делят на ремонтируемые и не ремонтируемые, то есть детали, которые возможно и целесообразно отремонтировать или не отремонтировать.

Надежность детали обусловлена свойствами:

1)Безотказность;

2)Долговечность;

3)Ремонтопригодность;

4)Сохраняемость.

Безотказность – свойство объекта непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени/наработки. Показатели безотказности:

1)Вероятность безотказной работы – вероятность того, что в пределах заданной наработки отказ объекта отказ объекта не возникает;

2)Средняя наработка на отказ – отношение наработки восстанавливаемого объекта к среднему числу отказов в течениивремени этой наработки;

3)Параметр потока отказов – отношение среднего числа отказов восстанавливаемого объекта за произвольно малую его наработку к значению времени этой наработки.

Долговечность – свойства объекта сохранять работоспособное состояние до наступления предельного значения при установленной системе ТО и ремонта. Показатели долговечности(основные):

1)средний ресурс (средняя наработка до КР) средняя наработка от КР до списания;

2)гамма процентный ресурс – наработка в течение которой объект не достигает предельного состояния с заданной вероятностью, выраженной в %.

Ремонтопригодность – свойство объекта заключающееся к приспособленности к предупреждению и обнаружению причин отказов, повреждений, а также к поддержанию и восстановлению работоспособного состояния, путем проведения технического осмотра и ремонта.

Сохраняемость – свойство объекта сохранять значения показателей безотказности, долговечности и ремонтопригодности в течении и после хранения и транспортирования.