Диагностика личности

Инструкция

- Я могу предложить тебе вот какую игру. Я буду называть тебе начало предложения, а ты – заканчивать его.

- Теперь – внимание! Отвечать нужно быстро, и каждый раз то, что придет в голову первым, но так, чтобы получилось законченное по смыслу предложение. Прежде чем, начнем игру, можно немного потренироваться. Например, я говорю начало предложения:

- Каждое утро…

Похвалите ребёнка, скажите, что он всё правильно понял, а если вам показалось, что он назвал не первое окончание предложения, которое пришло ему в голову, напомните ему инструкцию ещё раз. Можно предложить ещё один пример:

- Многое отдал бы за то, чтобы я …

При необходимости объясните правило еще раз. Многие авторы, в том числе Михал, рекомендуют фиксировать время реакции с помощью секундомера. На наш взгляд, это может внести излишнюю нервозность в общение с психологом и отвлекать ребенка. Поэтому лучше пользоваться часами с секундной стрелкой, делая это незаметно, пока ребёнок обдумывает ответ, отсчитываю про себя 3 с. и ставить в протоколе точку после каж­дого такого интервала. Тест необходимо проводить индивидуально и только в устной форме.

В представленном списке предложения сгруппированы по диагностической направленности на изучение отношения ребенка к разным липам и разным проблемам - к матери, отцу, братьям, сестрам, сверстникам: к школе, учителям; видам на будущее и т.д. Порядковый номер перед началом каждого предложения соответствует его месту в списке, предла­гаемом нами для диагностического применения. Порядок можно менять, но так, чтобы предложения на одну тему распределялись равномерно, а не группировались вместе.

Интерпретация теста

Основу интерпретации составляют содержательный анализ ответов, частота дополнительной части предложения, время ответа, а также высказыванияребенка по поводу того, насколько предложенные фразы соответствует реальности (по нашим данным, дети говорят об этом довольно часто).

"Наш материал, - пишет автор проективного интервью В. Михал, - представляет собой многократно модифицированный тест Сакса и Леви – SSCT. Тест ориентирован на определение социальной позиции и самопонимание". Социальную позицию ребенка исследуют предложения, направленные на изучение его отношения к группе сверстников, учителям, родителям и членам семьи. Следует отметить, что случаи, когда во всех окончаниях фраз этой группы имеются признаки напряженности, конфликта, должны привлекать особое внимание психолога- практика, поскольку дезадаптацияво всех сферах межличностных отношений является симптомом аномального развития личности.

Автор методики вслед за Саксом рекомендует ставить баллы по ответам (2 балла - серьезные нарушения, требующие психотерапии. 1 балл - умеренные нарушения).

Самопонимание ребенка изучается с помощью предложений, направленных на исследование значимых переживаний ребенка, опенку своих возможностей, а также рефлексивную самооценку, формирующуюся к началу подросткового возраста. Так, ответ 12-летнего ребенка: "Я не знаю, что думаю о себе" на предложение: "Мои близкие думаютобо мне, что я..." указывает на запаздывание формирования рефлексивной оценки, но может быть и проявлением психологической защиты. В этом случае предложения о членах семьи будут иметь нейтральную эмоциональную окраску или содержать признаки конфликта. Приведенный пример показывает, как во-первых, один и тот же ответ в различном контексте может означать разные особенности личности ребенка и, во-вторых, как предположение может быть подтверждено иди опровергнуто на основе данных того же теста незаконченных предложений.

Для интерпретации отдельных предложений они сгруппированы по следующим категориям:

а) отношение к матери – 3, 15,

б) отношение к отцу -7, 9,

в) отношение к братьям, сестрам – 5, 11,

г) отношение к семье – 2, 10,

д) отношение к ровесникам – 4, 8, 12,

е) отношение к учителям и школе - 23, 16, 18.

ж) отношение к людям в целом – 1,

з) отношение к собственным способностям – 6, 21,

и) негативные переживания, страхи – 13, 17, 19,

к) отношение к болезни – 14,

л) мечты и планы на будущее – 20, 22, 24,

 

Тест незаконченных предложений

1. Я думаю, что людей больше…

2. Ребенок в семье

3. Мы любим маму, а …

4. Бываем среди детей, но…

5. Мой брат (сестра)…

6. Я достаточно ловкий, чтобы

7. Отцы иногда…

8. Люди, с которыми я общаюсь…

9. Чтобы наш папа…

10. Мои близкие думают обо мне, что я…

11. Если бы мой брат (сестра)…

12. Мои друзья меня часто…

13. Я хочу, чтобы у меня не было…

14. Больной ребенок…

15. Я думал, что мама чаще всего…

16. Если бы не было школы…

17. Я весь трясусь, когда…

18. Когда думаю о школе, то…

19. Если бы все ребята знали, как я боюсь…

20. Был бы очень счастлив, если бы я…

21. Я самый слабый…

22. В будущем я хотел бы…

23. Мой учитель(учительница, учителя)…

24. Всегда мечтаю…

Социометрия

Цель: изучить состояние эмоционально-психологических отношений в детской общности и положение в них каждого ребенка.

Необходимо для проведения. Каждый учащийся должен иметь бланк с таким текстом:

Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения, то кого ты пригласил(а) бы?      
Тебе нужно собрать самых надёжных в спортивную команду от класса для участия в школьных соревнованиях. Кого бы ты выбрал(а)?      
Ты получил(а) поручение помочь своему однокласснику выполнить домашнее задание по какому-нибудь предмету. Кому бы ты хотел(а) помочь?      

Фамилия, имя_________________________________________________________________

Обработка и интерпретация полученных данных. На основании полученных результатов составляется матрица (см. табл. 1).

Матрица состоит: по вертикали – из списка фамилий учащихся, расположенных в алфавитном порядке и сгруппированных по половому признаку; по горизонтали – из номера, под которыми испытуемые обозначены в списке.

В зависимости от количества полученных социометрических положительных выборов можно классифицировать испытуемых на пять статусных групп (см. табл. 1).

Таблица 1